Решение районного суда по административному делу

Содержание

Апелляционная жалоба по административному делу: образец апелляции на решение суда | Юридические Советы

Решение районного суда по административному делу

Последнее обновление: 31.01.2020

Граждане обладают правом обжалования не только решений по гражданским и уголовным делам, но и по административным правонарушениям. Поскольку привлекать к административной ответственности могут должностные лица государственных органов, и суды (как мировые, так и районные), бывает трудно разобраться, куда и кому жаловаться на принятое решение.

В этой статье мы расскажем, как правильно составить апелляционную жалобу на решение по административному делу, куда ее направлять и каков порядок ее рассмотрения.

Все постановления обжалуются в суд

КОАП РФ предусматривает, что право вынесения постановления о признании виновным в совершении административном правонарушении принадлежит следующим субъектам:

  • должностным лицам. Например, инспектор ГИБДД вправе на месте совершения правонарушения вынести постановление об административном нарушении, где будут указаны: суть нарушения ПДД, статья КОАП РФ и наказание в виде предупреждения или штрафа. Такое постановление гражданин может обжаловать вышестоящему должностному лицу (начальнику ГИБДД по городу или области) и потом в суд, или сразу в суд (районный).
  • коллегиальным органом. Например, комиссией по делам несовершеннолетних – обычно, по правонарушениям, связанным с ненадлежащим исполнением родительских обязанностей (к примеру, по 5.35 КОАП РФ). Решение комиссии, при несогласии с ним, нужно обжаловать в районный суд.
  • мировому судье. К примеру, к подсудности мирового судебного участка относятся такие нарушения, за которые возможно лишение водительских прав. Постановление мирового судьи обжалуется только в районный суд.
  • районному судье. Речь идет о правонарушениях общественного порядка, за которые предусмотрен административный арест – например, за распитие спиртных напитков в общественном месте, мелкое хулиганство. Постановление, вынесенное районным судом по таким правонарушениям, обжалуется в областной (краевой) суд, а в городах федерального значения (Москва, Санкт-Петербург) – в городской. Кроме того, районный суд рассматривает обращения граждан о несогласии с действиями государственных органов – УФМС, судебных приставов, Росреестра, налоговиков и т.д. Решение по таким делам выносятся в порядке КАС (Кодекса административного судопроизводства) и тоже могут быть обжалованы апелляционно.

Таким образом, все постановления, вне зависимости от того, кем они выносились, можно обжаловать в суд, при этом нужно учесть следующее:

  • если это несогласие с постановлением, которое изначально быть вынесено должностным лицом или коллегиальным органом, то в суд подается жалоба;
  • если вы обжалуете решение или постановление суда (мирового или районного), то это будет апелляционная жалоба, то есть обращение во вторую судебную инстанцию.

Подать апелляцию могут стороны – заявитель по административным искам или должностное лицо, чьи действия признаны незаконными; правонарушитель, которому суд назначил наказание и т.д.

Срок апелляционного обжалования по административным делам

Законом предусмотрены разные сроки в зависимости от сути решения, с которым не согласен автор жалобы:

  • 30 суток со дня получения копии решения по административному делу по жалобам на действия должностных лиц государственных органов. Важно понимать, что этот срок начинается именно со дня вручения копии, а не со дня, когда решение было провозглашено. В крайне редких случаях административному истцу копия полного решения выдается в день заседания, обычно судье необходимо время (по закону – до 5 дней) для изготовления документа в окончательной форме. Если в решении заявитель усмотрел некоторую неточность, но при этом с существом решения он согласен, в 30-дневный срок можно воспользоваться правом эту неточность исправить, не отправляя дело на апелляцию. К примеру, в решении неправильно указаны даты действий, которые были обжалованы заявителем – можно в месячный срок подать на имя судьи заявление с просьбой вынести дополнительное решение, в котором уже будут устранены ошибки. То же самое можно сделать для устранения неясностей – в случае, если стороне решение по каким-то причинам непонятно, можно обратиться с заявлением на имя судьи. После этого будет вынесено определение о разъяснений сомнений и неясностей.
  • 15 суток по аналогичным административным делам, рассмотренным в упрощенном порядке – в тех случаях, когда имеется заявление о рассмотрении заявления без вызова сторон, только исследуя документы. Если другая сторона не направляет возражений против такого порядка, суд просто выносит решение и направляет его сторонам, при этом срок подачи апелляционной жалобы по такому административному делу сокращен вполовину (15 дней).
  • 10 дней на постановления об административном правонарушении и назначении наказания в соответствии с КОАП РФ. Период, в течение которого можно подать жалобу, существенно меньше, чем в предыдущих указанных ситуациях. Это связано с тем, что судебные постановления в рамках КОАП зачастую связаны с назначением гражданам административного наказания в виде ареста, и если правонарушитель с ним не согласен, то его доводы должны быть как можно быстрее рассмотрены вышестоящим судом, чтоб не допустить незаконного заключения. По этим же причинам законом предусмотрено немедленное направление таких материалов в апелляционную инстанцию – прямо в день поступления жалобы.
  • 5 дней на постановления, связанные с правонарушением в сфере избирательных прав граждан – например, когда имеет место привлечение к ответственности по ст. 5.46 КОАП РФ за подделку подписей избирателей.

Во всех перечисленных случаях срок по ходатайству заявителя можно восстановить, как это делается по уголовным или гражданским делам.

К примеру, в качестве уважительной причины пропуска срока может стать тяжелая болезнь, длительное отсутствие в городе, иные объективные причины невозможности подать жалобу.

В некоторых случаях причиной пропуска может быть позднее получение копии постановления суда:

В Красноармейский районный суд г. Саратова

https://www.youtube.com/watch?v=uTW6V6uf42Q

Петрова Василия Андреевича,проживающего в г. Саратов, ул. Волжская,

д. 10, кв.50, тел. 8899499484984

ХОДАТАЙСТВО
о восстановлении пропущенного срока апелляционного обжалования

Постановлением мирового судьи судебного участка № 1 Красноармейского района г. Саратова от 28.06.2020 я был признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.8 КОАП РФ, с назначением наказания в виде 1 года 6 месяцев лишения права управлять транспортным средством.

Копию вышеуказанного постановления я до настоящего дня не получал, по моему заявлению она была мне вручена сегодня, о чем свидетельствует отметка и моя подпись в получении.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.3 КОАП РФ,

ПРОШУ:

Восстановить попущенный срок апелляционного обжалования постановления МССУ № 1 Красноармейского района г. Саратова от 28.06.2020.

Исчислять срок с 30.07.2020 – то есть, со следующего дня после фактического вручения мне копии.

Источник: http://juresovet.ru/apellyacionnaya-zhaloba-po-administrativnomu-delu/

Алгоритм действий при обжаловании постановлений и решений по делам об административных правонарушениях (гл.30 КоАП РФ), Комментарий, разъяснение, статья от 19 декабря 2016 года

Решение районного суда по административному делу

1. Что можнообжаловать?

Исходя из ст.30.1,30.9,30.10,30.

12КоАП РФ можно обжаловать:

1) Постановления по делуоб административном правонарушении, не вступившие в законнуюсилу;

2) Постановления по делуоб административном правонарушении, вступившие в законную силу;

3) Последующие решения пожалобе на постановление по делу об административномправонарушении;

4) Определение об отказев возбуждении дела об административном правонарушении.

2. Кто имеет право наобжалование постановления по делам об административномправонарушении, не вступившего в законную силу?

Правом на обжалованиеобладают лица, указанные в ст.30.1КоАП РФ, а именно:

1) Лицо, в отношениикоторого ведется производство по делу об административномправонарушении (ст.25.1КоАП РФ);

2) Потерпевший (ст.

25.2КоАП РФ);

3) Законные представителифизического лица и юридического лица (ст.25.3-25.4КоАП РФ);

4) Защитник ипредставитель (ст.25.5КоАП РФ);

5) Уполномоченный приПрезиденте РФ по защите прав предпринимателей (ст.25.5.1КоАП РФ).

2.1.

Обладает липрокурор правом принесения протеста на постановление по делам обадминистративном правонарушении (ПДАП)?

Да, в соответствии сост.30.

10КоАП РФ прокурор вправе приносить протесты на:

1) Не вступившее иливступившие в законную силу постановление по делу обадминистративном правонарушении;

2) И (или) последующиерешения вышестоящих инстанций по жалобам на это постановление

2.2.

Обладает ли лицо,уполномоченное законом составлять протокол об административномправонарушении, правом на обжалование постановления (ПДАП),вынесенного судьей?

Да, согласно ч.1.1ст.30.1 КоАП РФ такое лицо вправе обжаловать ПДАП, вынесенноесудьей, в вышестоящий суд. Но это право касается толькопостановлений, не вступивших в законную силу.

Если постановлениеуже вступило в законную силу, то подобное право у такого лицаотсутствует (ст.30.12КоАП РФ).

3. Куда обжалуютсяпостановления по делам об административном правонарушении, невступившие в законную силу?

Все зависит от лица илиоргана, которым вынесено постановление (ст.30.

1КоАП РФ):

Судьей – в вышестоящийсуд (например, мировой судья вынес постановление, обжалованиеосуществляется в районный суд);

Коллегиальным органом – врайонный суд по месту нахождения коллегиального органа;

Должностным лицом -вышестоящему должностному лицу или в вышестоящий орган либо врайонный суд по месту рассмотрения дела (военнослужащие – вгарнизонный военный суд). То есть в данном случае предоставленоправо выбора, куда подавать жалобу.

Важно!В п.3 ч.1ст.30.1 КоАП РФ предусмотрен именно альтернативный путьобжалования постановления (ПДАП), вынесенного должностным лицом;мнение о том, что для обжалования постановления (ПДАП) необходимосначала обратиться с жалобой к вышестоящему лицу и в вышестоящийорган, а только потом в суд, – ошибочен. Жалобу можно направлять повыбору или сразу в суд, или в вышестоящий орган/вышестоящему лицу(см., например, Определение Московского городского суда от16.11.2016 по делу N 7-14132/2016).
СудебнаяпрактикаТерриториальная подсудность дел по жалобам на постановления поделам об административных правонарушениях, вынесенные должностнымилицами, определяется исходя из территории, на которуюраспространяется юрисдикция должностных лиц, а не из местарасположения органа, от имени которого должностным лицом составленпротокол или вынесено постановление по делу об административномправонарушении. То есть в таких ситуациях территориальнаяподсудность рассмотрения жалоб на постановления по делам обадминистративных правонарушениях должна определяться местомсовершения правонарушения, а не местом нахождения соответствующегооргана (п.30Постановления ВС РФ N 5).

Постановление (ПДАП),вынесенное иным органом, созданным в соответствии с закономсубъекта Российской Федерации, – в районный суд по местурассмотрения дела;

Внимание!Если жалоба на постановление по делу об административномправонарушении подана одновременно и в суд, и в вышестоящий органили вышестоящему должностному лицу, то согласно ч.2ст.30.1 КоАП РФ жалоба рассматривается судом.

3.1.

Когда дело обоспаривании решения административного органа подведомственноарбитражному суду, а когда суду общей юрисдикции?

Постановление по делу обадминистративном правонарушении, связанном с осуществлениемпредпринимательской или иной экономической деятельностиюридическим лицом или лицом, осуществляющим предпринимательскуюдеятельность без образования юридического лица, обжалуется варбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальнымзаконодательством, а именно в порядке, установленном § 2 гл.25АПК РФ. К сожалению, на практике нет четкого понимания, какиевсе-таки дела подведомственны арбитражным, а какие судам общейюрисдикции.

Частично ответ на вопросо том, какие дела подведомственны будут судам общей юрисдикции, данв п.33Постановления ВС РФ N 5, а также в ответе на вопрос 10 РазделаVI Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации 1(2014).

Всуд общей юрисдикции обжалуются постановления и решения поделам об административном правонарушении, если объективная сторонаправонарушения направлена на нарушение или невыполнение нормзаконодательства в сфере:

а)санитарно-эпидемиологического благополучия населения;

б) в области охраныокружающей среды и природопользования;

в) безопасности дорожногодвижения;

г) пожарнойбезопасности;

д) законодательства отруде и охране труда.

Схема 1.Обжалование постановления по делу об административномправонарушении

4. В какой срокобжалуется не вступившие в законную силу постановление(ПДАП)?

Согласно ч.1ст.30.

3 КоАП РФ, по общему правилу, срок на обжалование -десять суток со дня вручения или получения копии постановления.Аналогичный срок закреплен и в ч.2ст.208 АПК РФ.

Для дел, указанных вч.3ст.30.

3 КоАП РФ, (связаны с избирательным процессом) – пятьдней со дня вручения или получения копии постановления.

Внимание!В последнее время в делах об обжаловании суды применяют по аналогииположения п.1 ст.165.1ГК РФ о юридически значимых сообщениях, а именно положение отом, что сообщение считается доставленным и в тех случаях, если онопоступило лицу, которому оно направлено (адресату), но пообстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресатне ознакомился с ним.Например, уклонение от получения корреспонденции или халатноеотношение к получению и обработке корреспонденции приведет к тому,что постановление по делу об административном правонарушении судпосчитает врученным привлеченному к ответственности лицу вустановленные законом сроки (Постановление Четвертого арбитражногоапелляционного суда от 01.06.2016 N 04АП-2137/2016 по делу NА19-619/2015)

5. Может ли бытьвосстановлен срок на обжалование постановления (ПДАП)?

Да, такой срок согласноч.2ст.30.3 КоАП РФ может быть восстановлен по ходатайству лица,подавшего жалобу.

Такое ходатайство можеткак содержаться в тексте жалобы, так и подаваться в виде отдельногодокумента, как следует из смысла ч.2ст.30.3 КоАП РФ.

Входатайстве или в части жалобы, содержащей ходатайство, должносодержаться:

а) указание на причины,которые послужили причиной пропуска срока;

б) просьба восстановитьсрок.

Ходатайстворассматривается судьей или должностным лицом, правомочнымрассматривать жалобу. Ходатайство рассматривается в порядкегл.

30КоАП РФ с обязательным извещением лица, которое подаетходатайство.

Судебнаяпрактика

Источник: http://docs.cntd.ru/document/420388427

Как обжаловать решение районного суда: по гражданскому делу, по административному делу

Решение районного суда по административному делу

Время чтения 7 минутСпросить юриста быстрее. Это бесплатно! Размер шрифта: A+ | A−

Обжалование решения районного суда, как процедура, зависит от того, какое именно решение нужно оспорить и в каком процессуальном порядке оно принято.

Районные суды – первая инстанция судов общей юрисдикции и апелляционная инстанция по отношению к мировым судьям. Они рассматривают гражданские, административные и уголовные дела по существу.

Соответственно, для обжалования определенного решения необходимо будет применять соответствующие процессуальные нормы – ГПК, КоАП, КАС и УПК.

Немаловажное значение, особенно в гражданском процессе, имеет порядок принятия решения: упрощенное, особое и заочное производства имеют свою специфику оспаривания принятых решений в рамках таких производств.

Гражданский процесс

Чтобы правильно обжаловать решение районного суда по гражданскому делу, необходимо сначала определить, в рамках какого производства принято решение, и есть ли в данном случае особенности обжалования вынесенных решений.

Районные суды в зависимости от категории и специфики гражданских дел вправе рассмотреть их в порядке:

  1. Искового производства.
  2. Заочного производства.
  3. Упрощенного производства.
  4. Особого производства.

Для искового производства действует общий порядок обжалования принятых районными судами решений. Он же применяется и к другим видам производств, но с учетом их специфики и, если установлено, по специальным правилам.

Общая схема:

  • Первая стадия – апелляция (Глава 39 ГПК).
  • Вторая и третьи стадии – первая и вторая кассация (Глава 41 ГПК).
  • Четвертая стадия – надзор (Глава 41.1 ГПК).
  • При наличии оснований (новые, вновь открывшиеся обстоятельства) допускается пересмотр судебных решений, что формально не является процедурой обжалования, но часто используется именно так.

Заочное производство

Заочные решения – решения, принятые в отсутствие ответчика, который не захотел явиться в суд или не смог этого сделать, но не сообщил об уважительных причинах неявки в суд. Такие решения принимаются очень часто и имеют некоторые особенности обжалования на первоначальных стадиях:

  1. В течение 7-дневного срока с момента вручения копии решения ответчик вправе отменить его, подав соответствующее заявление в районный суд, принявший оспариваемое решение. Основанием для отмены решения и возобновления, таким образом, производства по гражданскому делу, является совокупность условий:
  • ответчик не явился в суд по уважительным причинам;
  • ответчик не имел возможности своевременно сообщить суду о наличии уважительных причин неявки;
  • у ответчика есть обстоятельства и их подтверждения, которые способны повлиять на ход процесса и принятие решения, из-за чего, прежде всего, и необходимо возобновить разбирательство.
  1. Если возможность отмены заочного решения не была использована ответчиком или он получил отказ в просьбе, то заочное решение подлежит обжалованию в апелляции. Право на апелляцию имеет как ответчик, так и истец. На это отводится 1 месяц со дня истечения срока действия права ответчика на отмену решения или со дня вынесения определения об отказе в возобновлении производства.

Другие процедуры обжалования заочного решения – кассация, надзор, пересмотр по вновь открывшимся обстоятельствам – осуществляются по общим правилам и специфики не имеют.

Упрощенное производство

Упрощенное производство совмещает в себе некоторые особенности приказного производства мировых судей, но осуществляется, в целом, по правилам искового производства, за рядом исключений.

Решения, принятые в упрощенном производстве, касаются исков до 100 тыс. рублей о взыскании денег, об истребовании имущества и о признании права собственности. Еще одна категория дел – иски, в которых требования основаны на документах о денежных обязательствах ответчиков, признаваемых последними, но не исполняемых, или на документах о долгах по договорам.

Не рассматриваются упрощенно административные дела, споры, затрагивающие права детей, дела особого или приказного производства, а также связанные с гостайной.

Упрощенный порядок производства предполагает вынесение судом решения только в виде его резолютивной части. И только по просьбе участников процесса или при подаче апелляционной жалобы решение составляется в полном объеме – мотивированное решение.

Специальных процедур оспаривания решений, принятых в упрощенном порядке, нет. Но есть специфика обращения в апелляцию.

На это отводится 15 дней со дня принятия обжалуемого решения, а при составлении мотивированного решения – столько же, но со дня принятия решения в окончательном виде.

На обращение за мотивированным решением дается 5 дней, столько же суд вправе его составлять. Эти сроки также нужно учитывать.

Кассация, надзор и пересмотр дел по вновь открывшимся обстоятельствам осуществляются в общем порядке и специфики в отношении решений, принятых в упрощенном производстве, не имеют.

Особое производство

В особом производстве рассматриваются только конкретные категории дел:

  • установление юридических фактов;
  • усыновление (удочерение);
  • признание безвестно отсутствующим или умершим;
  • признании недееспособным, ограниченно дееспособным, установление имущественных ограничений в отношении несовершеннолетних;
  • эмансипация;
  • восстановление прав на ценные бумаги;
  • дела о бесхозяйном имуществе;
  • принудительное психиатрическое освидетельствование и помещение в стационар;
  • обжалование нотариальных действий;
  • восстановление судебного производства;
  • внесение изменений, исправлений в записи органов ЗАГС.

Как таковой специфики обжалования решений, принятых в рамках особого производства, нет. Но, учитывая особенности некоторых категорий дел, решение по ним может быть де-факто пересмотрено в случае исчезновения обстоятельств, которые послужили основанием для его принятия.

Например, лишенный дееспособности или ограниченный в ней человек может быть полностью восстановлен в правах. Подлежат пересмотру путем заявления новых требований в суд и решения, касающиеся признания умершим, безвестно отсутствующим, если человека нашли или он сам объявился.

Однако большинство дел обжалуются и пересматриваются в общем порядке – апелляция, кассация, надзор. И здесь специфики действий нет.

Административные дела

Прежде чем обжаловать решение районного суда по административному делу, нужно определить, в каком порядке оно принято. Административные дела – это, по сути, две большие категории дел.

Одни (административные правонарушения и все, что с ними связано) рассматриваются по правилам КоАП РФ. Другие рассматриваются по правилам КАС РФ.

К ним относятся дела, связанные с публичными административными правоотношениями – проще говоря, все, что касается оспаривания действий, бездействия, решений органов власти и должностных лиц.

Судебные решения (постановления) об административных правонарушениях оспариваются в вышестоящем суде – суде субъекта федерации. Жалоба должна быть подана в течение 10-дневного срока со дня вручения/получения копии обжалуемого решения.

По делам, связанным с нарушением избирательного законодательства и прав, аналогичный срок сокращен до 5 суток. Срок рассмотрения жалобы и материалов дела – 2 месяца с момента поступления материалов в вышестоящий суд.

Некоторые дела рассматриваются в ускоренном порядке (подробнее – ст. 30.5 КоАП).

КАС РФ предусматривает несколько иной порядок обжалования решений районных судов. Для начала нужно определить, есть ли какие-то особенности оспаривания решений по определенным категориям дел:

  • Для многих дел, учитывая их специфику, предусмотрен свой порядок производства. И хотя в большинстве случаев особенностей оспаривания решений районных судов не предусмотрено, нужно все равно учитывать вероятность наличия исключений из общих правил.
  • Есть нюансы обжалования решений, принятых в рамках упрощенного (письменного) производства. Срок подачи в апелляцию – 15 дней.

Общая схема обжалования:

  1. Апелляция в вышестоящем суде. Общий срок – 1 месяц со дня принятия обжалуемого решения в окончательной форме. Но существует очень много исключений: во-первых, нужно учитывать правила определения сроков, установленные ст. 298 КАС, во-вторых, в некоторых случаях другими статьями КАС также могут быть предусмотрены сроки, отличающиеся от стандартного одного месяца.
  2. Кассация (Глава 35 КАС).
  3. Надзор (Глава 36 КАС).
  4. Пересмотр по вновь открывшимся или новым обстоятельствам (Глава 37 КАС).

В целом же процедура обжалования решений районных судов достаточно схожа с гражданско-процессуальной (ГПК).

Скачать образец апелляционной жалобы на решение суда

Источник: https://law03.ru/society/article/kak-obzhalovat-reshenie-rajonnogo-suda

Обжалование решений по административным делам: процедура, особенности | Правоведус

Решение районного суда по административному делу

Исполнение решения суда начинается с момента вступления его в законную силу, после подачи истцом административного искового заявления.

При этом, поскольку административные дела непосредственно связаны с нарушением прав физических и юридических лиц вследствие осуществления властных полномочий, в большинстве случаев необходимо ходатайствовать об исполнении решения суда немедленно.

Исходя из указанного факта, Кодекс административного судопроизводства РФ предусматривает сокращенные сроки для обжалования по некоторым делам, поэтому за сроками следует следить особенно внимательно. Судебные решения по административным делам обжалуются в три стадии: 

  1. апелляционное обжалование;
  2. кассационное обжалование;
  3. обжалование решения в порядке надзора.

Рассмотрим каждую стадию обжалования наиболее подробно.

Апелляционное обжалование по административным делам

При упрощенном производстве по административным делам решение суда вступает в законную силу по истечении 15 дней, при обычном порядке – спустя один месяц.

Апелляционная жалоба должна быть подана до истечения указанных сроков – 15 дней и 1 месяц соответственно с момента принятия решения суда в окончательной форме, то есть до вступления решения в законную силу.

Исключением являются административные иски об оспаривании правового акта о самороспуске или закона региона о роспуске представительного органа, о помещении иностранца в специальное учреждение или госпитализации в психиатрическую больницу и другое, предусмотренное статьей 298 КАС РФ. 

Важно! В случае, когда срок обжалования истек, апелляционная жалоба по административным делам подается вместе с ходатайством о восстановлении срока (либо в тексте жалобы указывается просьба об этом), в противном случае жалоба будет возвращена заявителю. 

При принятии жалобы судом к производству документ рассматривается по всем правилам судебного разбирательства, в том числе, с извещением лиц, участвующих в деле.

Верховный суд Республики, краевой, областной, суд города федерального значения, окружной военный суд рассматривают апелляционные жалобы в срок не более 2-х месяцев с момента их принятия в суд апелляционной инстанции.

Верховный Суд РФ рассматривает поступившую жалобу в срок не более 3-х месяцев с момента ее поступления. 

Важно! Судебное разбирательство проводится коллегиально и ведется председательствующим судьей. Судом в ходе апелляционного разбирательства могут быть приняты новые доказательства по делу только в том случае, если заявитель сможет подтвердить объективность невозможности их предоставления в суд первой инстанции.

Апелляционная жалоба по административному делу

Данная жалоба может быть подана лицами, которые непосредственно участвовали в деле, а также их представителями. Кроме того, апелляционную жалобу по административным делам вправе подать лица, чьи права были затронуты решением суда, даже если они не являются участниками дела. Апелляционная жалоба по административным делам должна содержать: 

  • наименование судебного органа, куда она адресована;
  • полные данные о заявителе, с указанием ФИО и адреса проживания или местонахождения;
  • полные сведения других лиц, принимающих участие в рассмотрении дела, в том числе ФИО или наименование организации, а также адрес проживания или местонахождения;
  • наименование судебного органа первой инстанции, рассматривающего дела по существу и вынесшего решение;
  • суть принятого судом первой инстанции решения;
  • указать требования – в жалобе должно быть подробно описано, с чем именно не согласен заявитель, приведены соответствующие аргументы и доказательства, подтверждающие правомочность его намерений обжаловать приговор; требования в жалобе должны быть четко сформулированы – отменить решение суда, изменить решение суда полностью или в его части, принять новое решение или направить дело на новое рассмотрение;

Важно! Основания для отмены решения суда установлены статьей 310 КАС РФ, рекомендуем перед составлением жалобы их основательно изучить и выбрать одно соответствующее конкретной ситуации.

  • к жалобе обязательно прикладываются доказательства и ходатайства, а также иные документы и материалы, имеющие отношение к делу;
  • документ подписывается заявителем либо его представителем (в этом случае к жалобе прикладывается нотариальная доверенность на представителя);

Важно! Апелляционная жалоба и все приложенные к ней документы предоставляются вместе с копиями по числу лиц участвующих в деле.

Жалоба предоставляется заявителем в письменной форме в суд, который вынес решение по административному делу в первой инстанции, при этом документ адресуется по подсудности в вышестоящую судебную инстанцию.

То есть, если дело рассматривалось в районном суде, жалобу следует адресовать суду субъекта РФ и т.д.

Подача жалобы несет незначительные судебные расходы для заявителя, для физических лиц госпошлина составляет 150 рублей, для организаций – 3000 рублей.

Кассационное обжалование по административным делам

Обжаловать в кассационном порядке можно уже вступившие в законную силу судебные решения по административным делам, которые прошли стадию апелляционного обжалования. Кассационная жалоба подается в срок до 6-ти месяцев после вступления в законную силу решения суда первой инстанции.

При пропуске срока подачи жалобы вместе с ней заявитель может ходатайствовать о восстановлении пропущенного по уважительной причине срока. Кассационная жалоба подается одной из сторон по административному делу либо иными лицами, чьи права были затронуты судебным решением либо прокурором, если представитель прокуратуры участвовал в административном деле.

Жалоба подается заявителем или его представителем непосредственно в суд кассационной инстанции, а так как по правилам подсудности большая часть административных дел рассматривается районными судами, кассация, как правило, подается в Президиум суда субъекта РФ.

Исключением являются ситуации, когда в ходе апелляционного обжалования суд оставляет жалобу без удовлетворения, но при этом приводит иные мотивы в обоснование обжалуемого решения, с которыми заявитель не согласен – с кассационной жалобой он обращается в Судебную коллегию по административным делам Верховного суда РФ.

По своему содержанию кассационная жалоба мало чем отличается от апелляционной, в ней также необходимо указать – наименование судебного органа, свои данные и данные других участников дела и все основные сведения по делу, а также требования и доказательства, на которые, впрочем, следует обратить особое внимание, как на существенное нарушение судами норм процессуального и материального права. К кассационной жалобе помимо доказательных документов обязательно прилагаются заверенные судом копии судебных актов, принятых по делу, которые можно получить в канцелярии суда, вынесшего соответствующий акт. При подаче кассационной жалобы оплачивается государственная пошлина в том же размере, что и при подаче апелляции. В соответствии со ст. 322 КАС РФ в суде кассационной инстанции жалобу рассматривают в срок, не превышающий 1 месяц, если административное дело не было истребовано, не более 2-х месяцев при истребовании дела с момента поступления дела в суд кассационной инстанции. В Верховном Суде РФ жалоба рассматривается в срок не более 2-х месяцев без истребования дела и не более 3-х месяцев при истребовании дела. В случае истребования дела и с учетом его сложности Председателем Верховного Суда РФ или его заместителя сроки рассмотрении кассационной жалобы могут быть продлены, но не более чем на два месяца. По итогам рассмотрения жалобы судебным органом сначала принимается решение – передать ли документ на рассмотрение суда или отказать в передаче. В случае принятия положительного решения жалоба рассматривается на судебном заседании коллегиальным составом суда с обязательным извещением всех лиц, участвующих в деле. Решение принимается большинством судей, о результатах сообщается в день заседания. По результатам рассмотрения жалобы суд кассационной инстанции вправе: 

  • оставить обжалуемый судебный акт без изменения, а жалобу без удовлетворения;
  • отменить обжалуемый судебный акт полностью либо в его части и направить дело на новое рассмотрение в соответствующий суд в ином составе суда;
  • отменить обжалуемый судебный акт полностью или в его части и оставить заявление без рассмотрения или прекратить производство по делу;
  • оставить в силе только один из принятых по делу судебных актов;
  • отменить или изменить обжалуемый судебный акт и принять новый судебный акт по делу, не передавая дело на новое рассмотрения, если была допущена ошибка в применении или толковании норм материального права;
  • оставить жалобу без рассмотрения по существу при наличии оснований, перечисленных в части 1 статьи 321 КАС РФ.

Обжалование по административным делам в порядке надзора

Производство в суде надзорной инстанции по административным делам предусмотрено статьями главы 36 Кодекса административного судопроизводства РФ.

Так, при неудовлетворительном итоге апелляционного и кассационного обжалования решения суда, заявитель вправе отменить ранее вынесенное решение в порядке надзора. Надзорная жалоба подается в Президиум Верховного Суда РФ лицами, участвующими в деле и теми, чьи права были нарушены оспариваемым судебным актом.

Срок подачи надзорной жалобы – 3 месяца с момента вынесения последнего судебного решения по делу, то есть кассационного определения.

надзорной жалобы также идентично апелляции и кассации, однако, помимо наименования суда, сторон, реквизитов всех имеющихся судебных решений и требований, необходимо указать одно из оснований для отмены этих актов либо все сразу.

К таким основаниям относятся: нарушение прав человека и гражданина, закрепленных Конституцией Российской Федерации, международными договорами и нормами; нарушение публичных интересов и прав неопределенного круга лиц; нарушение в единообразии применения и толкования правовых норм и другое. При этом в некоторых случаях следует привести примеры конкретных судебных решений и постановлений высших судебных органов. 

Важно! Государственная пошлина при подаче надзорной жалобы по административным делам определяется в соответствии с требованиями Налогового кодекса РФ.

Надзорная жалоба в Верховном Суде РФ рассматривается в срок не выше 2-х месяцев без истребования дела и в срок, не превышающий 3-х месяцев, если необходимо истребовать дело с момента, когда дело поступит в ВС РФ.

Сроки рассмотрения жалобы в порядке надзора по административным делам могут быть продлены, но не более чем на 2 месяца, Председателем ВС РФ или его заместителем, в случае истребования дела с учетом его сложности.

По итогам рассмотрения жалобы в порядке надзора, суд вправе принять следующее решение: 

  • оставить жалобу без рассмотрения, а обжалуемое судебное решение без изменения;
  • отменить обжалуемое судебное решение полностью или в части и направить дело на новое рассмотрение;
  • отменить обжалуемый судебный акт и прекратить производство по делу;
  • изменить один или несколько судебных актов, принятых по делу;
  • оставить жалобу без рассмотрения по существу.

Надзорная инстанция является фактически завершающей стадией в вопросах обжалования судебных решений по административным делам. В дальнейшем судебный акт можно обжаловать только в международных инстанциях или по новым или вновь открывшимся обстоятельствам.

Источник: https://PravoVedus.ru/practical-law/administrative/obzhalovanie-resheniy-po-administrativnyim-delam/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.