Рынок коммунальных услуг это

Рынок услуг жилищно-коммунального хозяйства

Рынок коммунальных услуг это

Рынок услуг по управлению многоквартирными домами оценивается как рынок с недостаточно развитой конкуренцией.

В силу технологических ограничений сложившейся системы сетей энергоснабжения, водообеспечения и канализации данные секторы рынка имеют низкую возможность развития конкуренции.

Большинством организаций жилищно-коммунального комплекса, являющихся по сути локальными монополиями, используется достаточно сложная инфраструктура, что ставит под сомнение перспективы развития конкуренции в отрасли.

При этом монополия является наиболее приемлемой и экономически обоснованной формой осуществления деятельности.

К сферам деятельности, в которых возможно развитие конкуренции на рынке жилищно-коммунальных услуг, относятся: управление и обслуживание жилищного фонда; выполнение отдельных работ по обслуживанию объектов коммунального хозяйства.

Наиболее благоприятная тенденция развития конкурентных отношений между организациями различных организационно-правовых форм в сфере предоставления услуг по управлению многоквартирными домами, капитального и текущего ремонта жилищного фонда складывается в крупных муниципальных образованиях. В сельских территориях конкуренция развивается в меньшей степени.

Особенность расположения этих территорий, плотность населения, небольшие объемы работ не являются привлекательными для бизнеса и, обычно, в сельских территориях функционирует одно многопрофильное предприятие, для которого предоставление услуг по содержанию и ремонту жилищного фонда является сопутствующей деятельностью.

К основным проблемам, препятствующих развитию конкуренции является: высокая изношенность достаточно большой части жилищного фонда, требующая капитального ремонта, несвоевременная оплата коммунальных услуг собственниками помещений в многоквартирных домах и серьезные объемы задолженности (не менее 30 % от общего объема поставленного или потребленного ресурса). Проведение капитальных ремонтов многоквартирных домов позволит снизить высокий уровень износа жилищного фонда, тем самым привлекая на рынок частные управляющие организации.

Среди существующих барьеров, называется ограничение роста тарифов для предприятий ЖКХ, что негативно отражается на их платежеспособности и приводит к образованию задолженности перед поставщиками первичных энергоресурсов, нестабильность российского законодательства.

регулирующего предпринимательскую деятельность, высокие налоги, сложность доступа к закупкам.

Розничная торговля.

Рынок услуг торговли оценивается как высококонкурентный и является одним из наиболее динамично развивающихся и бюджетообразующих отраслей экономики регионов ДФО. В торговле, как ни в одной из других отраслей экономики, наблюдается высокая конкуренция, предпринимательская и инвестиционная активность.

Создание условий для роста конкуренции на рынке розничной торговли реализуется через равноценное развитие всех сегментов потребительского рынка и торговых форматов, включая нестационарную, мобильную, ярмарочную торговлю, организацию современных сельскохозяйственных рынков и развитие собственной сети местных товаропроизводителей, повышение качества и доступности предоставляемых услуг.

Развивается дистанционная торговля через интернет-магазины, продажи по каталогам. Темп роста реализации через систему электронной торговли за последние годы вырос в несколько раз. Создаются собственные розничные торговые сети местных товаропроизводителей.

Вместе с тем конкурентная среда в сфере оказания услуг в формате рыночной торговли оценивается как несовершенная. С вступлением в силу статьи 24 Федерального закона от 30.12.

2006 № 271-ФЗ «О розничных рынках и внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации», требующей капитальности рыночных строений, произошло сокращение рынков в количественном выражении.

Дефицит собственных средств и сложность привлечения внебюджетных инвестиций не позволили всем управляющим компаниям выполнить требования законодательства в части строительства капитальных сооружений.

Для окупаемости вложений, связанных со строительством капитальных зданий розничных рынков в соответствии с установленными требованиями действующего законодательства, требуется высокая оборачиваемость и покупательская способность. Эти критерии предопределяют оптимальные возможности развития розничных рынков преимущественно в крупных муниципальных образованиях.

На рынке розничной торговли сохраняется ряд факторов, сдерживающих развитие конкуренции в сфере розничной торговли, к числу которых относятся:

– высокая доля транспортных затрат в себестоимости продукции;

– сосредоточенность торговых объектов в крупных населенных пунктах региона;

– низкий уровень развития транспортной инфраструктуры, которая имеет наиболее критичные значения по техническим характеристикам в Дальневосточном федеральном округе;

– высокий уровень социальной стратификации среди населения муниципальных образований;

– отсутствие развитого оптового звена с соответствующей инфраструктурой;

– недостаточность оборотных средств организаций торговли и ограниченная доступность финансовых ресурсов;

– проникновение на рынок контрафактной и низкокачественной продукции;

– территориальная отдаленность региона от центральных районов с развитой производственной инфраструктурой.

В силу природно-климатических условий часть муниципальных районов региона являются труднодоступными и отдаленными по причине отсутствия постоянного транспортного сообщения, доставка товаров в которые осуществляется в период навигации с июня по октябрь или авиатранспортом.

Основными проблемами обеспечения населения жизненно­необходимыми товарами являются высокие авиа тарифы на местных авиалиниях, длительный срок оборачиваемости материальных и финансовых ресурсов (от 160 до 200 дней) и необходимость концентрации в первой половине года значительного объема финансовых средств для закупки товаров в период навигации. Хозяйствующие субъекты, занимающиеся розничной торговлей в отдаленных районах Дальнего Востока, не имеют в достаточном объеме собственных оборотных средств и ограничены доступностью финансовых ресурсов. На сегодняшний день очевидна дифференциация между торговыми объектами, требующая выравнивания условий осуществления деятельности среди хозяйствующих субъектов на рынке розничной торговли. Одной из причин подобной дифференциации является тот факт, что на федеральном уровне порядок северного завоза четко не формализован.

Необходимо рассмотреть вопрос о создании Федерального фонда государственной финансовой поддержки «северного завоза» продукции (товаров) в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности с ограниченными сроками завоза грузов (продукции).

Финансовая поддержка торговых предприятий со стороны данного Федерального фонда будет способствовать обеспечению бесперебойного снабжения населения отдаленных населенных пунктов потребительскими товарами и развитию конкуренции в сфере торговли.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:

Источник: https://zdamsam.ru/b32413.html

Статистика ЖКХ

Рынок коммунальных услуг это

ЖКХ – обширная непроизводственная отрасль народного хозяйства, в функции которой входит обеспечение комфортной и безопасной среды проживания, соответствующей потребностям населения. Состояние жилищного фонда и деятельность коммунальных служб изучает статистика ЖКХ.

Структура жилищно-коммунальной сферы РФ

В систему жилищно-коммунального хозяйства России входят:

  • предприятия санитарно-технического обслуживания, которые обслуживают водопроводы и канализационные системы, поддерживают придомовые территории в удовлетворительном состоянии;
  • предприятия общественного транспорта, начиная с метрополитена и городского общественного транспорта до водных видов, относящихся к местному ведению;
  • предприятия, входящие в энергетическую систему – электростанции различного типа и их распределительные сети, котельные и газовые службы.

Все жилые дома нуждаются в обеспечении комфортного проживания и коммунальном обслуживании. Организации, которые имеют право на управление домом:

  • управляющие организации (УО);
  • товарищества собственников жилья (ТСЖ);
  • владельцы квартир.

Состояние жилищно-коммунального комплекса

Рынок ЖКХ России имеет годовой оборот более 4 трлн. руб. Здесь задействовано более 2 млн. чел. Как показывает статистика ЖКХ, общая протяженность коммунальных сетей составляет свыше 900 тыс. км. Из них:

  • водоснабжение и водоотведение – 750 тыс. км;
  • теплоснабжение – 170 тыс. км.

Общий объем жилищного фонда составляет 3,3 млрд. м². На долю жилого фонда приходится 2,4 млрд. м² (72%). Коммунальное хозяйство страны многие десятилетия находится в кризисном состоянии и требует срочного реформирования.

Анализ состояния ЖКХ показывает, что изношенность коммунальных сетей превышает 90%. Это является причиной высокой аварийности и приводит к потере половины ресурсов.

Удручающая статистика ЖКХ наблюдается и в жилищной сфере:

  • объем аварийного жилья на начало 2012 года превышал 11 млн. кв. м.;
  • в капитальном ремонте сегодня нуждается свыше 120 млн. кв. м.

Также обострилась проблема качества воды. Около 70% водоснабжения идет за счет поверхностных вод, загрязнение которых превышает все нормы. Большинство промышленных и коммунальных предприятий выполняют требования по очистке сточных вод максимум на 60%. Около четверти из них сбрасываются сточные воды в водоемы неочищенными.

Виды платных услуг

Услуги ЖКХ являются одной из ключевых статей расходов для россиян. Они подразделяются на два вида. К коммунальным услугам относят:

  • подачу электроэнергии;
  • обеспечение холодной и горячей водой;
  • снабжение газом;
  • организацию отопления;
  • систему канализации.

Жилищные услуги включают:

  • плату за содержание дома и его своевременный ремонт;
  • оплату съема жилья;
  • вывоз бытовых отходов;
  • обслуживание лифта и мусоропровода.

Дополнительные услуги включают обслуживание домофонов, радиоточек, кодовых замков или коллективной антенны. Стоимость услуг зависит:

  • от их объема;
  • региона проживания;
  • сезонности;
  • категории потребителя.

Тарификация услуг

Вопросы формирования тарифов ЖКХ регулирует Федеральное законодательство. Согласно закону о ЖКХ нормативы потребления коммунальных услуг, как и их тарификация, осуществляются органами государственной власти. Тарифы ЖКХ по областям устанавливаются муниципалитетами в регионах. Статистика тарифов ЖКХ по годам:

В 2017 год тарифы выросли в среднем на 4,9%. В будущем году прогнозируется рост на 4,4%.

Квитанции

Жильцам МКД приходит счет по адресу проживания. Документ кроме реквизитов собственников жилья и исполнителя услуг, содержит следующие данные:

  • сумму начислений за коммунальные услуги, полученные в прошлом месяце, с указанием вида, объема, единицы измерения и размера оплаты;
  • информацию об объеме и стоимости услуг, касающихся общедомовых нужд;
  • сведения о переплате или задолженности по ЖКХ.

Обязанности потребителя

В обязанности каждого потребителя входит:

  • своевременная оплата услуг ЖКХ;
  • ежемесячное снятие показаний измерительных приборов и передача их управляющей организации по телефону ЖКХ;
  • систематическая поверка счетчиков ЖКХ.

Как оплатить ЖКХ через Сбербанк? Это можно сделать наличными к кассе отделения, через интернет или на сайте Госуслуг. Комиссия при оплате ЖКХ составляет от 0 до 3% и зависит от способа оплаты. Оплатить услуги с минимальной комиссией 0,5% можно в терминалах Сбербанка.

Рост долгов

Статистика ЖКХ показывает, что падение доходов населения привело к увеличению задолженности перед жилищно-коммунальным сектором. В 2017 году сумма достигла 1,34 трлн. руб. Из них около 650 млрд. руб.

– долги населения. Остальная часть задолженности лежит преимущественно на УО.

В таблице представлены сравнительные данные по установленному уровню оплаты ЖКХ по субъектам РФ и фактическому (1 квартал 2017 года):

РегионыУстановленный уровень платежей на содержание жилья (%)Показатели возмещения затрат (%)Установленный уровень платежей за ЖКХ (%)Показатели возмещения затрат (%)
РФ99,588,982,782,9
Центральный ФО99,091,199,086,5
Северо-Западный ФО99,987,692,586,8
Южный ФО100,083,597,492,2
Северо-кавказский ФО100,076,199,170,0
Приволжский ФО99,990,492,987,4
Уральский ФО99,787,593,083,1
Сибирский ФО99,588,591,580,3
Дальневосточный ФО99,685,462,254,2

Несмотря на большое количество исковых заявлений от УО, не все они получают положительное решение. Основная причина – срок давности по ЖКХ. Он ограничен тремя годами.

Государственная поддержка населения

Так как счета ЖКХ с каждым годом растут, опережая уровень зарплат или пенсий, определенные категории граждан не в состоянии оплачивать их в полном объеме. Законодательство предусматривает поддержку для незащищенных слоев населения. Она осуществляется двумя способами:

  • путем применения льгот, которые уменьшают размер платежей;
  • путем субсидирования.

В 2017 году льготы по ЖКХ полагаются 46 категориям граждан. Самые многочисленные из них:

  • пенсионеры;
  • участники и ветераны ВОВ;
  • малоимущие;
  • инвалиды.

Оплата ЖКХ для инвалидов снижена на 50%. Инвалиды детства полностью освобождены от уплаты налога на недвижимость. Льготы ЖКХ ветеранам труда и боевых действий также выражаются в 50% скидке на оплату услуг. Категории граждан с особыми заслугами полностью освобождены от коммунальных платежей – Герои Советского Союза или России и полные кавалеры Ордена Славы.

Субсидии на ЖКХ предназначены для наиболее уязвимых категорий граждан. Они полагаются тем семьям, где сумма расходов на коммунальные услуги превышает 2 % от среднего дохода на каждого члена семьи. Размер субсидии иногда достигает 90% от суммы коммунальных расходов. Документы на субсидию ЖКХ подаются в органы социальной защиты по месту проживания.

Кто контролирует коммунальные службы

Службы ЖКХ несут ответственность за качественное содержание МКД. Каждое предприятие жилищно-коммунальной сферы для оперативного управления обязано иметь единую аварийно-диспетчерскую службу. Неудовлетворительное исполнение своих обязанностей может стать причиной жалоб на ЖКХ. Основные причины:

  • плохое качество услуг;
  • отсутствие горячего водоснабжения;
  • скачки напряжения тока;
  • сбои в вывозе мусора;
  • некачественная уборка территорий.

Куда пожаловаться на ЖКХ? Список организаций:

  • управляющая компания – коллективную претензию она обязана рассмотреть в течение трех дней;
  • жилищная инспекция – основная инстанция для надзора за управляющей организацией;
  • Роспотребнадзор – государственный орган защищает права граждан в случае их нарушения;
  • прокуратура.

В Общественной палате открыта горячая линия ЖКХ. Здесь можно получить консультацию специалистов. Также открылась группа по теме ЖКХ в Контакте. В ней предполагается освещать важные проблемы и новости коммунальной сферы, выкладывать информацию о ходе реформы и обсуждения на форуме.

Изменения в системе

Статистика ЖКХ показывает, что реформирование системы началось еще в 90 годах. Результаты реформы ЖКХ:

  • установлены предельные индексы повышения тарифов ЖКХ для населения;
  • продлена программа по переселению жителей аварийных домов за счет средств государства до конца 2017 года;
  • проводится лицензирование управляющих компаний ЖКХ, что облегчило государственный контроль над ними;
  • создается государственная информационная система для предоставления гражданам оперативной и достоверной информации об оплате ЖКХ;
  • введена система штрафов в пользу потребителей за сбои в предоставлении коммунальных услуг;
  • введены конкурсы для создания конкурентной среды на рынке управления обслуживанием МКД;
  • разработан закон о найме жилья для социального пользования;
  • реализуется программа реновации жилья.

Однако до сих пор не достигнута сбалансированность интересов всех сторон на рынке ЖКХ. Как одна из отраслей народного хозяйства, она не должна быть убыточной. Стандарты управления жилым фондом должны включать его технические характеристики, учет которых возлагается на органы технической инвентаризации:

  • степень износа;
  • теплофизические и энергетические показатели;
  • объемы потребления ресурсов;
  • количество жителей;
  • состояние коммунальных платежей.

Необходимость технического учета

Статистика ЖКХ России показывает, что в стране отсутствует адекватная система технического учета. Это препятствует эффективному информационному обеспечению федеральных жилищных программ. Другой проблемой является отсутствие системы учета таких данных, как:

  • объем предоставляемых коммунальных ресурсов;
  • правила контроля способов их начисления;
  • организации сбора информации.

Без этого невозможно эффективное планирование инвестиционных проектов, а также объективная оценка результатов функционирования отрасли.

Начисление платы за услуги ведется по существующим тарифам, нормативам по площади, среднему числу жителей в различных МКД.

Необходимо наладить поступление данных со счетчиков ЖКХ в единую систему в онлайн режиме, создав прозрачный механизм начисления платы за коммунальные услуги.

В 2018 году отрасль ожидают перемены. Уже заработала Государственная информационная система, в которой обязаны размещать данные о результатах своей работы все предприятия коммунально-жилищной отрасли. В системе уже зарегистрировано:

  • 15,8 млн. МКД (97,3% от общего количества);
  • 83% индивидуального жилья;
  • 93% ТСЖ и ЖСК;
  • 97% ресурсоснабжающих компаний;
  • 32 млн. приборов учета ЖКХ;
  • 220 тыс. чел.

ГИС позволяет:

  • знакомиться с информацией по своему дому и тарифами за коммунальные услуги;
  • контролировать квитанции ЖКХ, видеть, за какие услуги сделаны начисления;
  • узнать долг по ЖКХ;
  • вводить показания приборов по ЖКХ;
  • заключать договора с ЖКХ;
  • производить оплату ЖКХ.

Доступ на сайт ГИС ЖКХ осуществляется автоматически после регистрации на портале Госуслуг.

Ситуация в других странах

Крайне непростая ситуация сложилась в ЖКХ Украины. Постоянное повышение тарифов также приводит к увеличению задолженности населения. Статистика ЖКХ:

  • на начало 2017 года долг составлял почти 23 млрд. гривен. Примерно такова и сумма долга бюджетов разных уровней по субсидиям – 22 млрд. грн.;
  • средний размер счета по ЖКХ достигает 36% от заработной платы после вычета налогов.

В Казахстане проводится программа двухэтапной модернизации ЖКХ, которая рассчитана до 2020 года. К этому времени предполагается:

  • сформировать регулярно обновляемую базу данных о состоянии дел в отрасли на основе ежегодной инвентаризации;
  • модернизировать инфраструктуру комплекса с помощью государственных займов;
  • снизить удельное энергопотребление домов до 180 кВт на кв. м;
  • усовершенствовать механизмы тарифообразования.

Оплата услуг ЖКХ в Беларуси составляет всего 11% от заработной платы, что значительно меньше, чем в соседних странах:

  • Россия – 17%;
  • Литва – 35%;
  • Польша – 25%;
  • Казахстан – 16%.

К концу 2017 году гражданам Беларуси будут возмещать 75% затрат на предоставленные коммунальные услуги, а в будущем году – уже все 100%.

Фильмы про ЖКХ

Наиболее популярные киноленты:

  1. 82 жильца (1982).
  2. Фонтан (1988).
  3. Новоселье в старом доме (1988).
  4. Вам что, наша власть не нравится? (1988).
  5. Простые вещи (2007).
  6. Коммунальный детектив (2013).
  7. Дурак (2014).

Также в сети есть несколько сериалов о работе жилищно-коммунального хозяйства. Среди них – «Квартира», «Коммуналка», «Соседи», «Наши соседи».

Книги про ЖКХ

Популярные произведения:

  1. «Все о ЖКХ 2018». С. Шевченко.
  2. «Азбука для потребителей услуг ЖКХ»
  3. «Как создать и управлять ТСЖ» С. Сохранов.
  4. «Управление многоквартирным домом» П. Кузнецов.
  5. «Заставьте коммунальщиков работать» В. Лойер.
  6. «Жилищно-коммунальное хозяйство. Вся правда о том, как нас обманывают» А. Нариньяни.

Специальная литература по теме жилищно-коммунального хозяйства – «Основы функционирования ЖКХ» Е. Султанова, «Экономика городского хозяйства» И. Ильина, «Государственная поддержка жилищного строительства…» С. Сиваев, «Раскрытие информации в сфере ЖКХ» В. Коряковцев.

Источник: https://vawilon.ru/statistika-zhkh/

Что входит в жилищно-коммунальные услуги?

Рынок коммунальных услуг это

Жилищно-коммунальные услуги – это услуги, предоставляемые управляющими компаниями для обеспечения комфортного проживания и поддержания жилого фонда в исправном техническом состоянии. О том, что входит в коммунальные услуги и как сэкономить на них пойдет речь ниже.

Какие услуги должны предоставляться

Управляющие компании обязаны предоставлять коммунальные услуги, плата за которые производится как с количества прописанных человек, так и по показаниям приборов учета. Многие интересуются вопросом, что относится к коммунальным услугам. Законодательство России регламентирует оказание жилищно-коммунальных услуг (ЖКУ). В перечень коммунальных услуг должны входить:

  • Питьевая холодная вода. Снабжение холодной водой производится для снабжения жителей многоквартирных домов круглые сутки по центральному или внутридомовому водопроводу. Соответствие всем параметрам Санэпиднадзора, необходимые качество и объем – вот основные требования к холодной воде. Если отсутствует система водоснабжения, подача производится до водопроводной колонки на улице.
  • Горячая вода подается круглосуточно по централизованной или придомовой системе снабжения для удовлетворения нужд жильцов.
  • Водоотведение. Отведение водостоков производится круглосуточно по централизованным сетям или внутридомовым системам. Канализация должна находиться во всех многоквартирных домах.
  • Электроснабжение. Электричество надлежащего качества поставляется круглосуточно в квартиры потребителей по централизованной сети электроснабжения.
  • Газоснабжение. Газ круглосуточно поставляется в квартиры по централизованным сетям газоснабжения. К газоснабжению также относится и обеспечение газовыми баллонами.
  • Отопление. Горячее отопление подается в холодное время года, обеспечивая жителей теплом. Также необходимо отапливать места общего пользования для поддержания оптимальной температуры.

Остальные услуги, такие как вывоз мусора, ремонт и содержание жилого фонда, уборка придомовой территории относятся к жилищным услугам. Предоставлять все ЖКУ могут различные организации:

  • Управляющие компании;
  • Товарищества собственников жилья (ТСЖ);
  • Жилищные или жилищно-строительные кооперативы;
  • Поставщики ресурсов.

Плата по ОДПУ

Сегодня оплата, в основном, осуществляется по нормам управляющих компаний. Оптимальным вариантом было бы платить за реальный предоставленный объем. Для этого сегодня во все квартиры устанавливаются приборы учета. Жильцы передают данные в управляющую компанию, которая рассчитывает показания и предъявляет счет в виде ЕПД.

По закону в многоквартирных домах должны быть установлены общедомовые приборы учета, содействующие точному определению потребления ресурсов.

Сегодня плата по ОДПУ рассчитывается следующим образом:

  • Учитываются показания индивидуальных приборов учета в каждой квартире, и по ним происходит расчет жилищно-коммунальных услуг;
  • К показаниям по отдельной квартире добавляются часть данных ОДПУ и приплюсовывается к ЕПД.

Таким образом оплачивается коммунальное обслуживание.

Порядок оплаты общедомовых ЖКУ

Правила по оказанию коммунальных услуг 2012 года позволили по-новому рассчитывать отопительные нормативы. Раньше приходилось оплачивать всю домовую территорию, сегодня отопление общих площадей не входит в расходы по ЖКХ. Также не нужно платить за общее водоотведение. Установлены твердые нормы на потребление общей горячей и холодной воды – 90 литров на человека каждый месяц.

Управляющие компании нацелены на экономию общедомовых ЖКУ. Если превышен лимитированный норматив, то разницу выплачивает управляющая организация, а не жильцы. Исключением являются ТСЖ, где собственники сами решили платить разницу. Если ЖКУ предоставляет поставщик ресурсов, то превышение делится между потребителями с учетом занимаемых квадратных метров.

Непредоставление коммунальных услуг

Если ЖКУ оказываются ненадлежащим образом, к примеру, не горит освещение в подъезде, то потребитель может составить об этом акт. Жильцы должны зафиксировать нарушение своих прав. Для этого жилец, двое соседей и председатель домового совета составляют заявление с описанием нарушений. Неоказание ЖКУ считается со дня подписания документа.

Если долгое время ДЕЗ не убирает территорию или не ремонтирует подъезды, то необходимо сделать следующее:

  • Написать коллективную претензию всех потребителей к управляющей организации. Потребовать устранить возникшие проблемы силами управляющей компании в определенный период.
  • Обратиться с заявлением лично в управляющую организацию. В нем указать все недостатки работы и потребовать их исправления и привлечения виновных ответить за это.
  • Если эти шаги не повлияли на ДЕЗ, то необходимо обратиться в суд.

Договор на оказание коммунальных услуг

Коммунальные и жилищные услуги управляющая организация предоставляет по письменному договору по новым Правилам. ДЕЗ или другая управляющая компания заключает его в случае оказания услуг жильцу. В Правилах указаны сроки предоставления и требования оплаты коммунальных услуг.

Любой потребитель имеет право получить ЖКУ, обеспечивающие удобство проживания в доме и контролирующие его техническое состояние. Для нанимателей и арендаторов жилья должен быть составлен договор аренды или найма. При отсутствии письменного договора жильцу могут отказать в предоставлении коммунальных услуг.

Обязательства компаний, оказывающих ЖКУ

В статьи расходов управляющих компаний ЖКХ входят также общедомовые нужды, которые они должны исполнять. Каждый потребитель обязан знать, за что же он в итоге платит и что относится к жилищным услугам. Организации, оказывающие ЖКУ должны:

  • Поддерживать на должном уровне температуру в подъездах и квартирах.
  • Следить за наличием освещения в подъездах и придомовой территории.
  • Убирать придомовую территорию, вывозить мусор, выполнять требования Санэпиднадзора.
  • Следить за выполнением норм противопожарной безопасности.
  • Озеленять и благоустраивать дворы и придомовые участки.
  • Делать текущий и капитальный ремонт подъездов.
  • Следить за техническим состоянием повалов, чердаков и крыш.
  • Выполнять все необходимые сезонные работы.
  • Расходовать денежные средства на поддержание общедомовой собственности в должном состоянии.
  • Контролировать состояние помещений общего пользования.

В договоре найма могут быть и дополнительные пункты, вносимые туда индивидуально по требованию потребителей.

Узнать, что может входить в коммунальные платежи, и какие ЖКУ обязана предоставлять управляющая компания, можно обратившись в ДЕЗ.

Это требуется при возникающих сомнениях в правильной работе организаций ЖКХ, а также при ненадлежащем исполнении своих обязанностей управляющими структурами.

Как уменьшить счет за ЖКУ

Тарифы на ЖКХ постоянно растут, поэтому многие потребители ищут способы сократить состав коммунальных услуг, чтобы сделать расходы меньше.

Это можно сделать, подав заявление в свою управляющую компанию об отказе от некоторых ЖКУ.

От всех отказаться нельзя, так как отопление, например, подается по общей системе, и отключить его в отдельной квартире практически невозможно. Можно отключить следующие ЖКУ:

Если жильцы не пользуются телевизионной антенной, то стоит обратиться в обслуживающую организацию и попросить отключить кабель. Это снизит стоимость ЕПД.

  • Сегодня мало кто пользуется радиоточкой, поэтому можно отказаться от этого вида жилищно-коммунальных услуг в ДЕЗ.

При не оказанных ЖКУ, нужно обязательно требовать перерасчета коммунальных платежей.

Для оплаты полученных ЖКУ необходимо установить индивидуальные приборы учета. Каждый месяц нужно передавать данные, снятые с них, в управляющую компанию.

У кого нет таких приборов, тот платит по повышенным нормативам. При отказе от их установки жильцы и арендаторы переплачивают более 50%.

Поэтому установка счетчиков поможет отслеживать потребление ресурсов и сократить плату за коммунальные услуги.

Отказ от лишних коммунальных услуг регламентируется Законом «О защите прав потребителей».

Источник: https://zen.yandex.ru/media/urist/chto-vhodit-v-jiliscnokommunalnye-uslugi-5a851b124826770db7606a6a

Переквалифицироваться в управдомы: как бизнесу зарабатывать на ЖКХ

Рынок коммунальных услуг это

С деятельностью управляющих компаний в сфере ЖКХ (далее — УК) знаком практически каждый, кто живет в многоквартирном доме.

Многие ассоциируют их с «ГБУ Жилищник», то есть государственным или муниципальным бюджетным предприятием, продолжающим еще традиции советских ЖЭКов, с сервисом соответствующего качества.

Однако в стране созрел рынок частных управляющих компаний. На нем есть все предпосылки для консолидации.

Рынок для управляющих компаний достаточно велик.

По нашим оценкам, собственники многоквартирных домов только в Москве и Санкт-Петербурге с областями, а также в городах-миллионниках платят управляющим компаниям около 400 млрд рублей в год (здесь и далее все оценки по рынку УК — результаты нашего анализа базы данных Фонда содействия реформированию ЖКХ). И это только за содержание и ремонт жилых помещений, без учета собственно коммунальных услуг (тепло, вода, газ и так далее). Если экстраполировать эти цифры на всю Россию, то получится более 1 трлн рублей. И половина из них — от частных компаний.

Самым ярким примером прихода крупных частных инвесторов в сферу управляющих компаний является «ПИК-Комфорт», входящая в группу «ПИК»» Сергея Гордеева.

Появившись в 2006 году и начав активно расти в 2016-м, сейчас она является крупнейшей частной УК в стране (и крупнейшей УК вообще), имея под управлением более 50 млн м2.

И в последние годы все больше частных инвесторов начинают следовать ее примеру.

Рынок УК сейчас похож на рынок продуктового ретейла 10-15 лет назад. Первое сходство в том, что этот бизнес достаточно легко масштабируется «в ширину». Сегодня рынок не консолидирован, на нем нет ограничений для экстенсивного роста, в том числе за счет покупки других игроков.

Продолжая аналогию с ретейлом, давайте вспомним типичный ландшафт спального района 20 лет назад: почти в каждом дворе был небольшой продуктовый магазин, принадлежащий местному предпринимателю. Теперь почти все эти магазины исчезли, а их место заняли «Пятерочки», «Магниты» или «Дикси». В 2004 году в сети «Пятерочка» было 100 магазинов, сейчас их 15 350 — сеть увеличилась в 150 раз. 

То же самое вот-вот произойдет и с рынком УК. В Москве и Московской области почти 900 УК, при этом 90% игроков мелкие и управляют жилым фондом менее 600 000 м2 каждый.

Однако в совокупности на такие маленькие компании приходится более 55% всего жилого фонда региона. Сегодня на рынке есть только один действительно крупный частный игрок — группа компаний «ПИК».

Ближайшие конкуренты отстают от нее по площади домов под управлением минимум на порядок.

Будущей консолидации, пусть и в неявном виде, способствует государство. Формально государственное регулирование в этой сфере не очень значительное: каждой УК выдают лицензию и могут аннулировать ее при наличии значительных нарушений в деятельности.

На практике же ЖХК — очень чувствительная в политическом отношении сфера. Поэтому местные власти часто и активно вмешиваются в работу УК. Мэры, губернаторы и их замы по ЖКХ проводят регулярные встречи с собственниками УК для обсуждения насущных вопросов. Естественно, им будет проще обсуждать повестку с 5-10 крупными игроками, чем с сотней мелких.

Наконец, активы на этом рынке можно покупать достаточно дешево, а иногда даже «забирать бесплатно». Одна из ключевых проблем многих УК — хронические неплатежи жителей.

Ситуация еще более усугубляется, если компания выступает «транзитным звеном» по оплате коммунальных платежей между жильцами и ресурсоснабжающими организациями (РСО).

В таком случае за оплату услуг РСО отвечает сама УК, а ей нечем платить, если она не может получить деньги от жильцов. Здесь требуется эффективная работа с должниками, что не всегда доступно мелким игрокам.

Но это не единственный фактор инвестиционной привлекательности бизнеса УК. Помимо роста «в ширину», этот бизнес масштабируется еще и «в глубину».

УК — это «последняя миля» между жильцами и внешним миром по всем вопросам ЖКХ: минимум 2 раза в месяц они заходят на сайт или в мобильное приложение, чтобы совершить там ряд обязательных действий: оплатить услуги УК, подать показания счетчиков и т. п.

В результате УК знает о своих жильцах все: их количество, пол, возраст, доход и т.п. Это те самые «большие данные» (big data), на которых основано множество услуг «новой экономики».

В частности, применительно к бизнесу УК на базе этих данных можно таргетированно продавать дополнительные услуги (клининг, химчистка, помощь на дому, доставка продуктов и т. п.) и получать комиссию от поставщиков этих услуг.

Более того, все эти услуги можно добавить в то же мобильное приложение самой УК, чтобы жителям было максимально удобно.

Наконец, за счет использования ИТ-решений можно существенно улучшить экономику самой УК. Например, вместо содержания в штате всего обслуживающего персонала (который большую часть времени будет недозагружен) можно нанимать на различные виды услуг сторонние компании через B2B-платформу, работающую по принципу сервиса YouDo.

О чем следует помнить инвестору, решившему вложить свои деньги в покупку управляющих компаний?

Покупка УК — это в первую очередь сделка, которая предполагает ряд стандартных процедур: поиск подходящих целей, проведение предынвестиционной проверки (due diligence), переговоры с продавцом, подготовка и подписание юридически обязывающих документов. Но есть и ряд особенностей, характерных именно для УК в связи со спецификой их бизнеса.

Во-первых, первоочередной этап due diligence — не проверка прав собственности текущих акционеров и не поиск налоговых рисков, а технический аудит жилого фонда под управлением. Здесь может быть несколько опасностей:

  • Фонд сам по себе старый и требует значительных расходов на содержание, несопоставимых с утвержденным тарифом.
  • Дома новые, но застройщик сдал их с нарушениями. Поэтому УК придется  по сути достраивать их, доводя до нормативного состояния, что требует больших затрат.
  • Ремонтные работы в прошлом проводились только «на бумаге». Покупателю придется сразу же вложиться, чтобы избежать возможных аварий.

Если инвестор профильный (одна УК покупает другую), то такую проверку могут провести сотрудники его собственной службы эксплуатации.

Если же опыта на этом рынке еще нет, то можно нанять специализированных технических консультантов.

В любом случае, если такой аудит выявил риск значительных будущих расходов на ремонт фонда (которые иногда могут быть сопоставимы с ценой сделки), от покупки лучше отказаться.

Во-вторых, компании-цели могут быть не готовы даже к стандартной финансово-налоговой проверке. Как правило, это небольшие компании, часто на упрощенной системе налогообложения.

В результате управленческого учета нет. Нередко невозможно добиться даже простых расшифровок к бухгалтерской отчетности.

Хотя иногда это вопрос реального намерения продавцов: если сделка им действительно нужна, то проблема решаема.

Во время финансовой проверки стоит обратить особое внимание на «фактор РСО»: как организована оплата коммунальных услуг и есть ли у УК задолженность перед ресурсоснабжающими организациями (РСО).

УК может осуществлять транзит коммунальных платежей от жителей к РСО, либо жильцы могут перейти на прямые договоры с РСО и платить непосредственно им.

Каждый из вариантов имеет свои плюсы и минусы для УК.

Основной плюс прямых договоров — у УК отсутствует «головная боль» в виде долга перед РСО из-за неплатежей жителей. Есть и косвенное преимущество. При просрочке коммунальных платежей более чем на 2 месяца УК теряет право участвовать в муниципальных конкурсах на управление новыми домами. А если нет платежей за коммуналку, то нет и такой проблемы.

У прямых договоров с РСО есть и минусы для УК. Если собственник квартиры получает несколько платежек (за свет, за воду, за тепло, за содержание и ремонт), то именно платежку от УК он склонен оплачивать последней: без воды и тепла прожить сложно, а без покраски стен в подъезде — вполне.

Проблема отчасти решается использованием единого расчетного центра, который будет выставлять общую квитанцию, но за его услуги надо платить комиссию.

Кроме того, при переходе на прямые договоры УК лишается существенной части методов воздействия на неплательщиков: если она не оказывает коммунальные услуги, то она не может их отключить за неуплату.

В-третьих, УК бывает сложно корректно оценить. Тариф на содержание и ремонт утверждается общим собранием собственников квартир. УК не может показывать большую прибыль, иначе жильцы потребуют снижения тарифа.

В результате бухгалтерская прибыль УК, как правило, колеблется в районе 1-2%, а вся реальная прибыль остается на субподрядчиках, которые оказывают разные виды услуг. Субподрядчики обычно формально не аффилированы с УК, но де-факто принадлежат тем же собственникам.

При покупке важно выявить всю группу связанных компаний, чтобы полностью увидеть экономику.

Наконец, подходящие цели бывает не так просто найти. Мы начали с того, что рассматриваем только частные УК, однако на этом рынке велика доля государственного сектора (вопрос возможной приватизации муниципальных УК оставим пока в стороне).

С частными компаниями свои проблемы: дробление бизнеса затрудняет поиск более крупных целей, а акционеры-номиналы — контакт с реальными собственниками. Иногда может помочь участие в мероприятиях, проводимых отраслевыми ассоциациями, где можно познакомиться с реальными участниками рынка.

Как можно видеть, процесс покупки УК не очень прост, как и любая другая сделка, да еще и отягощен отраслевой спецификой. Тем не менее опыт крупных частных инвесторов, нацелившихся на этот сегмент рынка, свидетельствует о его перспективах.

Мнение автора может не совпадать с точкой зрения редакции

Источник: https://www.forbes.ru/biznes/411853-perekvalificirovatsya-v-upravdomy-kak-biznesu-zarabatyvat-na-zhkh

Рынок ЖКУ

Рынок коммунальных услуг это

Рынок жилищно-коммунальных услуг, как и всякий рынок, обусловлен действием закона спроса и предложения, которые в свою очередь зависят от движения цен. Если говорить о спросе на жилищно-коммунальные услуги, то здесь надо учитывать следующие моменты.

Спрос как рыночная категория всегда связан с материальным положением тех лиц, которые выходят на рынок. Так как речь идет о платежеспособном спросе, то в его рамках надо выделять различные группы населения, а именно ту часть, которая живет за чертой бедности, имеет жизненный уровень приближенный к официальному, имеет доходы выше этого уровня и, наконец, наиболее обеспеченных граждан.

Говоря о жилищно-коммунальных услугах, надо рассматривать этот вопрос, во-первых, с точки зрения потенциальных возможностей производителя услуг выполнить определенный объем услуг в натуральном и стоимостном выражении; во-вторых, какова номенклатура юридических лиц (здесь представлены предприятия различных форм собственности) и физических лиц. На предложенные услуги влияет не только социально-экономическая составляющая предприятия ЖКХ, но и степень его оснащенности, техническое вооружение, производительность труда.

На спрос и предложение жилищно-коммунальной услуги влияет также динамика цен. Понижение цены увеличивает спрос, а повышение уменьшает.

На предложение жилищно-коммунальных услуг влияют многие факторы. Во-первых, это объем инвестиций в эту сферу.

В административно-командной системе по отношению к жилищной сфере применялся остаточный принцип финансирования, что обрекало эту сферу на постоянное отставание от других отраслей, и это сказывалось на количестве и качестве услуг.

Во-вторых, развитие предпринимательства и относительно свободное движение зарубежных товаров и технологий на внутреннем рынке вызвало конкуренцию среди производителей услуг, что сказалось на их предложение.

Сущность услуги складывается в зависимости от ряда факторов, влияющих на нее.

1. Это затраты труда по ее оказанию, включающие затраты на транспортировку, установку, эксплуатацию, ремонт, техническое обслуживание, поставку запасных частей, обучение персонала, страховые взносы и т.д.

2. Это затраты труда, связанные с повышением качества, надежности, применением оригинальных конструкторских решений и современных технологий.

З. Учитываются все выплаченные налоги, сборы, пошлины, а также условия предоставления продавцам кредитов.

Спрос на жилищно-коммунальные услуги может определяться сезонными факторами. Как правило, он более высок в период марта-октября, особенно в связи с подготовкой и использованием жилья и необходимостью ликвидации отрицательных явлений, вызванных неполадками в жилищном фонде при его эксплуатации в зимних условиях.

Рынок жилищных услуг в отличие от тех рыночных структур, где происходит процесс купли и продажи товаров (средств производства, предметов потребления), при наличии достаточно больших возможностей для развития конкуренции не будет характеризоваться функционированием здесь крупных предприятий, которые выступали монополистами. Наличие большого разнообразия потребности населения в жилищных услугах, их высокий динамизм будут содействовать функционированию в сфере ЖКХ малых и средних предприятий.

Рынок жилищно-коммунальных услуг молодой, имеет небольшую историю своего существования. Несмотря на то, что услуги в дореформенный период были платными, они не выступали как товар в обычном понимании этого слова. Реальная стоимость услуги по существу не принималась во внимание и все затраты предприятий по оказанию услуг компенсировались в основном из бюджетных средств.

Говоря о рынке жилищных услуг, необходимо учитывать не только объемы в стоимостном выражении спроса и предложения, но и саму динамику по отдельным видам услуг.

Развитие рынка жилищных услуг связано как с состоянием дел по вводу нового жилья, так и с происходящим физическим износом жилья, находящегося в эксплуатации. Если иметь в виду новое жилье, то оказываемые жилищные услуги в основном связаны с обустройством жилого объекта (транспорт, дороги, зоны отдыха и т.д.).

услуги как товара формируется за счет предоставления покупателям не только основной услуги, но и ряда дополнительных услуг. Это комплекс услуг по продаже (демонстрация, консультации и проявление личного внимания к покупателю, обучение и т. д.), а также послепродажное обслуживание.

Рынок жилищно-коммунальных услуг отличается от рынка товаров тем, что его развитие не связано с таким институтом рынка, как биржа, которая во многом определяет положение покупателя и продавца в рамках текущего периода и перспективы на год, два.

Тема: ЭНЕРГОРЕСУРСОСБЕРЕЖЕНИЕ

Энергия, теплота — это постоянно потребляемый человеком продукт его жизнедеятельности, который уже сейчас является одним из наиболее дорогих в стоимостном выражении компонентов необходимой человеку продукции. По мере исчерпания природного энергетического сырья тепловая энергия будет постоянно дорожать.

В России общая площадь эксплуатируемых заданий составляет около 5,0 млрд. кв. м (жилых — 2,7; промышленных — 1,7; общественных — 0,6 млрд. кв. м) отопление которых за один отопительный период расходуется по усредненным проектным данным около 400 млн.т.у.

т, или почти 25% годовых энергоресурсов страны а с учетом электро- и водоснабжения на бытовые нужды расходуется около 35 процентов потребляемых в РФ энергетических ресурсов. До 30% энергопотребления связано с непроизводительными потерями в установках генерации, транспорта и распределения также в системах освещения.

Потребителями не более 75% подаваемой холодной воды. Около 70 % тепловых сетей нуждается в ремонте и реконструкции.

Анализ существующего положения в жилищно-коммунальном хозяйстве показывает, что в жилых зданиях средней полосы России расходуется на нужды отопления и теплоснабжения около 84 кг условного топлива на один квадратный метр площади в год, в то время как в Швеции потребляется около 27 кг у. т./м2 год. При этом доля затрат на отопление составляет 50-55%, го снабжение 30-35%, электроснабжение (включая пище приготовление) — 15-20%. Кроме этого человек ежегодно потребляется до 45 кубических метров горячей и до 90 кубических метров холодной воды.

Сегодня коммунальная энергетика, насчитывает около 4200 предприятий, эксплуатирующих более 56 тыс. муниципальных котельных суммарной мощностью более 150 тыс. Гкал/час, около 500 тыс. воздушных и кабельных сетей, 75,0 тыс, км тепловых сетей производит около 30% всей тепловой энергии в РФ а также реализует более 40% теплоэнергии и около 25% – электроэнергии.

Тем не менее, построенные в средней полосе России зданий имеют высокие показатели расхода тепла на период отопления многоквартирные дома — от 350 до 600 кВтч/м2 год односемейные дома — от 600 до 800 кВтч/м2 год.

Для сравнения в Германии расходуется 260 кВтч/м2 год, в Швеции и Финляндии — по 135 кВтч/м2 год.

При этом бросовые или напрасные потери тепла в наших зданиях через стены достигают 45 %, через оконные проемы – 33 %, через чердаки и полы — 22 процента.

Таким образом, резервы энергоресурсосбережения в сфере жилищно-коммунального хозяйства огромны.

Прежде всего, весьма неэффективным, как уже отмечалось, с точки зрения энергоиспользования является жилой фонд, значительную долю в котором (примерно 80%) составляют дома из сборного железобетона, являющиеся по проектным данным самыми энергорасточительными сооружениями, кроме того, как показывает опыт эксплуатации, фактические теплопотери в таких домах на 20-30% выше проектных из-за низкого качества строительства и эксплуатации.

Не менее существенные потери тепла и ресурсов происходят при эксплуатации инженерных сетей и оборудования. Только из-за низкого качества теплоизоляции трубопроводов теряется около 15-20 % тепла. К этому можно добавить, что 10-15 % потерь тепла и воды связано с утечками через свищи и трещины в трубопроводах.

По существу экономический механизм энергосбережения еще не задействован ни у предприятий, ни у населения. Экономить топливо не всегда выгодно, так как вклад предприятий в энергоресурсосбережение должным образом не поощряется. Инвестиции в энергетику направлены почти исключительно на поиск новых источников энергии, хотя опыт убеждает, что экономить значительно выгоднее, чем ее производить.

Население, не имея технической возможности к экономии тепла, еще не ощущает экономической потребности в энергоресурсосбережении из-за низкой стоимости потребляемых ресурсов. Сегодня в большинстве субъектов РФ разработаны и реализуются региональные программы энергоресурсосбережения. Работы по этим программам сводятся, как правило, к следующим главным направлениям.

• переход к эффективным энергосберегающим архитектурно—строительным системам и инженерному оборудованию как при новом жилищном и коммунальном строительстве, так и при их эксплуатации, реконструкции и модернизации;

• создание экономического механизма, стимулирующего процесс энергоресурсосбережения;

• совершенствование систем тарифов, стандартизации, сертификации и метрологии, направленных на энергоресурсосбережение;

• внедрение приборного учета и регулирования потребления тепла и воды, организация взаиморасчетов за потребление ресурсов по показаниям приборов.

Источник: https://studopedia.su/7_24297_rinok-zhku.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.