С какого возраста можно получать дошкольное образование

Содержание

Разъяснения Министерства образования Российской Федерации. Перечень типовых вопросов и ответов по дошкольному образованию

С какого возраста можно получать дошкольное образование

13. Возможно ли получение вынужденными переселенцами дошкольного образования на территории Российской Федерации? Предусмотрено ли первоочередное право на зачисление?

В соответствии с Конституцией Российской Федерации право на общедоступное дошкольное образование принадлежит каждому независимо от расы, национальности, языка, пола, возраста, состояния здоровья, социального, имущественного и должностного положения, социального происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений, партийной принадлежности, наличия судимости и других обстоятельств (статья 43 Конституции Российской Федерации, части 1 – 3 статьи 5 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон)). Иностранные граждане обладают равными с гражданами Российской Федерации правами на получение дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, а также профессионального обучения по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих в пределах освоения образовательной программы среднего общего образования на общедоступной и бесплатной основе (часть 2 статьи 78 Закона). Таким образом, все дети, имеющие статус беженца или вынужденного переселенца, а также временно находящиеся на территории России, смогут получить образование соответствующего уровня в образовательных организациях Российской Федерации. Согласно части 1 статьи 67 Закона, получение дошкольного образования в образовательных организациях может начинаться по достижении детьми возраста двух месяцев. Прием на обучение в дошкольные образовательные организации осуществляется в соответствии с Порядком приема на обучение по образовательным программам дошкольного образования, утвержденным приказом Минобрнауки России от 8 апреля 2014 г. № 293 (зарегистрирован Минюстом России 12 мая 2014 г., регистрационный № 32220). Приём в организации, осуществляющие образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования (далее – образовательная организация), детей иностранных граждан (в том числе детей лиц, признанных беженцами или являющихся лицами без гражданства), осуществляется по личному заявлению родителя (законного представителя) ребёнка при предъявлении оригинала документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина или лица без гражданства, и документа, подтверждающего право заявителя на пребывание в Российской Федерации (миграционная карта, удостоверение беженца и др.). Родителями (законными представителями) ребёнка в заявлении указываются следующие сведения: а) фамилия, имя, отчество (последнее – при наличии) ребёнка; б) дата и место рождения ребёнка; в) фамилия, имя, отчество (последнее – при наличии) родителей (законных представителей) ребёнка; г) адрес фактического проживания ребёнка, его родителей (законных представителей); д) контактные телефоны родителей (законных представителей) ребёнка. В исключительных случаях (если ребёнок прибыл в сопровождении родственника или иного лица, не имеющего законного права представлять интересы конкретного ребёнка, либо без сопровождения) рекомендуется поставить на учет для предоставления места в образовательных организациях на основании заявления родственника или иного лица, заинтересованного в обеспечении права ребёнка на получение дошкольного образования. Первоочередное и внеочередное право при приеме детей в дошкольные образовательные организации всех типов и видов для отдельных категорий граждан может быть установлено только законодательными и нормативными правовыми актами федерального уровня. Первоочередное и внеочередное право при приеме детей в дошкольные образовательные организации на федеральном уровне установлено для детей сотрудников полиции (пункт 6 статьи 46 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции»), детей работников прокуратуры (пункт 5 статьи 44 Федерального закона от 17 января 1992 г. № 2202–1 «О прокуратуре Российской Федерации»), детей судей (пункт 3 статьи 19 Федерального закона от 26 июня 1992 г. № 3132–1 «О статусе судей в Российской Федерации»), детей военнослужащих по месту жительства их семей (пункт 6 статьи 19 Федерального закона от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих»), детей сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации (пункт 14 статьи 3 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. № 283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»). Первоочередное право на получение путевки в дошкольные образовательные организации для детей, имеющих статус беженцев или вынужденных переселенцев, в федеральном законодательстве не закреплено.

Одновременно сообщаем, что в Российской Федерации существует законодательно установленное разграничение полномочий в сфере дошкольного образования.

Согласно законодательству, организация общедоступного дошкольного образования относится к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов (пп.11 п.1 ст. 15 Федерального закона от 6 октября 2003 г.

№ 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).

Источник: https://mosmetod.ru/metodicheskoe-prostranstvo/doshkolnoe-obrazovanie/dokumenty/informatsionnye-materialy/28012016.html

Новые правила дошкольного образования вводятся с 1 января 2021 года: Приказ Минпросвещения России № 373 от 31 июля 2020

С какого возраста можно получать дошкольное образование

Новые правила образовательной деятельности для дошкольных организаций (детские сады и ясли) вступают в силу с 1  января 2021 года.

Министерство Просвещения РФ издало приказ № 373 от 31 июля 2020 “Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования”.  (зарегистрирован в Минюсте России 31 августа 2020 г. N 59599).

Формы получения дошкольного образования, обязанности родителей, желание ребёнка

Дошкольное образование может быть получено  либо в организациях, которые осуществляют образовательную деятельность, либо вне организаций – в форме семейного образования.

При выборе формы семейного дошкольного образования учитывается желание ребёнка.

 Родители, помните об этом!

О принятом решении получать семейное образование родители должны информировать орган местного самоуправления муниципального района или городского округа, на территории которых они проживают. 

Это означает, что родители, принявшие решение о том, что ребёнок не будет посещать ясли и (или) детский сад, обязаны позаботиться о том, чтобы ребёнок получил образование дома в соответствии с утверждёнными государством образовательными стандартами и обеспечить получение такого образования.

Нельзя просто так оставить ребёнка дома, необходимо, чтобы он усвоил образовательную программу, иначе обязанности родителей не будут считаться исполненными надлежащим образом, со всеми, вытекающими условиями.

Требования к образовательным программам организаций дошкольного образования

В детские сады (ясли) могут принять ребёнка с 2 месяцев от рождения, организации дошкольного образования обязаны осуществлять уход за детьми и их образование до прекращения образовательных отношений (до школа или ухода из детского сада (яслей).

Федеральным образовательным стандартом устанавливаются требования к структуре, объему, условиям реализации и результатам освоения образовательной программы дошкольного образования

Образовательные организации самостоятельно разрабатывают образовательные программы с учётом требований федеральных образовательных программ (на основе примерных образовательных программ дошкольного образования). Это означает, что любые частные детские сады, реализующие образовательные программы, обязаны разрабатывать, утверждать и реализовывать программы дошкольного образования, то есть обучать детей. Образовательная деятельность в образовательных организациях осуществляется на русском языке, это общее правило. Образовательная деятельность может осуществляться и на родном языке (из числа языков народов Российской Федерации), если соответствующее заявление подано родителями, а соответствующая образовательная программа – утверждена организацией дошкольного образования.

Образовательная организация может иметь утверждённую образовательную программу на иностранном языке, в таком случае с учётом законодательства РФ, ребёнок может получать образование на иностранном языке.

Дошкольная образовательная деятельность ведётся в детских группах. Указанные группы могут иметь общеразвивающую, компенсирующую, оздоровительную или комбинированную направленность. 

Группы общеразвивающей направленности. В указанных группах осуществляется  образовательной программы дошкольного образования.

Группы компенсирующей направленности.

В таких группах реализуется адаптивная образовательная программа для детей с ограниченными возможностями здоровья (с учетом особенностей их психофизического развития, особых образовательных потребностей, индивидуальных возможностей, обеспечивающей коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию воспитанников с ограниченными возможностями здоровья).

Группы оздоровительной направленности.

Группы создаются для детей с туберкулезной интоксикацией, часто болеющих детей и других категорий детей, нуждающихся в длительном лечении и проведении для них необходимого комплекса специальных лечебно-оздоровительных мероприятий.

Помимо образовательной деятельности в таких группах осуществляется реализация образовательной программы дошкольного образования, а также комплекс санитарно-гигиенических, лечебно-оздоровительных и профилактических мероприятий и процедур.

Группы комбинированной направленности. В подобных группах осуществляется совместное образование здоровых детей и детей с ограниченными возможностями.

Группы разного возраста. В образовательных организациях могут быть организованы группы разного возраста, в которых обеспечивается развитие, присмотр, уход и оздоровление детей в возрасте от 2 месяцев до 3-х лет. В группах раннего возраста образовательные программы дошкольного образования не реализуются (подобной обязанности у образовательной организации не имеется). Семейные дошкольные группы могут иметь любую направленность или осуществлять присмотр и уход за детьми без реализации образовательной программы дошкольного образования. Семейные дошкольные группы могут организовываться с целью удовлетворения потребности населения в услугах дошкольного образования в семьях.
Приказ допускает создание групп по присмотру и уходу за детьми от 2-х месяцев без реализации образовательной программы дошкольного образования.

В таких группах обеспечивается комплекс мер по организации питания и хозяйственно-бытового обслуживания детей, обеспечению соблюдения ими личной гигиены и режима дня   

В группы могут включаться как воспитанники одного возраста, так и воспитанники разных возрастов. Режим работы образовательной организации устанавливается её внутренними документами (локальными актами). В зависимости от длительности пребывания ребёнка в организации дошкольного образования приказом вводятся несколько видов групп: Группы кратковременного пребывания. Могут работать до 5 часов в день. Группы сокращённого дня: Функционируют в течении 8-10 часов в день. Группы полного дня: 10,5-12-часовое непрерывное пребывание в сутки.   Группы продлённого дня: 13-14 часов пребывания в течении суток; Группы круглосуточного пребывания детей. По запросам родителей возможна организация групп пребывания детей в выходные и праздничные дни. Если в группе реализуются образовательные программы, то она не может функционировать менее 3-х часов в день. Родители несовершеннолетнего ребёнка, обеспечивающие ребёнку получение семейного образования имеют право на получение методической, психолого-педагогической, диагностической и консультативной помощи без взимания платы Указанное право реализуется через соответствующие консультационные центры, которые могут быть организованы, в том числе, при дошкольных образовательных организациях и общеобразовательных организациях. 

Источник: https://vkirove.ru/news/2020/09/04/novye_pravila_doshkolnogo_obrazovaniya_vvodyatsya_s_1_yanvarya_2021_goda_prikaz_minprosveshcheniya_r.html

Дошкольное образование в России– как в нашей стране воспитывают и обучают детей до 7 лет

С какого возраста можно получать дошкольное образование

17.02.2020

Грамотно организованное воспитание и образование ребенка до школы – залог развития его мышления, памяти, внимания, воображения, речи и физического здоровья.

Без этих базовых качеств не получится успешно адаптироваться в начальной школе, освоить программу последующих ступеней образования, реализоваться в личном, социальном, профессиональном плане.

Именно поэтому возраст с рождения и до 7 лет играет основополагающую роль в становлении человека, а дошкольному образованию уделяется большое внимание на государственном уровне.

Что такое дошкольное образование?

Под дошкольным образованием в России понимают воспитание, обучение и развитие детей-дошкольников (с 2 месяцев до 7 лет), присмотр и уход за ними, их оздоровление. Обязательным оно не является.

Родители могут воспитывать ребенка до школы дома или водить его в учреждение дошкольного образования (детский сад), учреждение общего образования (предшколу), учреждение дополнительного образования (центр раннего развития).

Дошкольное образование строится на основе следующих принципов:

  • Каждый ребенок полноценно проживает все этапы детства.
  • Образование соответствует возрасту детей.
  • Обучение и воспитание ведутся с учетом особенностей каждого ребенка.
  • Ребенок признается полноценным субъектом дошкольного образования.
  • Познавательные интересы и деятельность формируются у детей с помощью разных видов и форм деятельности.
  • Дети знакомятся с традициями и социокультурными нормами семьи, общества и страны.
  • Воспитатель поддерживает инициативу ребенка во всех видах деятельности.
  • ДОУ активно взаимодействует с семьями воспитанников.
  • Учитываются этнокультурные особенности воспитания каждого ребенка.

Цели и задачи дошкольного образования

Детские ясли – первое звено российской образовательной системы. Цели и задачи современного дошкольного образования связаны со всесторонним развитием дошкольника.

Сотрудники ДОУ не просто присматривают за детьми, пока родители на работе, но и создают условия для укрепления их физического здоровья, для социально-личностного, индивидуального, художественно-эстетического развития, обучают по общим и коррекционным программам, готовят к поступлению в школу. Воспитатели обязательно взаимодействуют с семьями детей.

Современная концепция дошкольного образования

У российской государственной системы дошкольного образование нет аналогов в мире, в первую очередь по доступности – бесплатно отдать ребенка в детский сад могут все граждане страны.

У нас в стране дети могут находиться в детских дошкольных учреждениях несколько часов (в группах кратковременного пребывания), весь день (обычно с 7-8 до 18-19 часов) или круглосуточно.

Детей отдают в детский сад, чтобы они не только были под присмотром, пока родители на работе, но и:

  • проходили обучение по образовательным программам – общим или коррекционным (ФГОС дошкольного образования был принят в 2013 году);
  • социализировались;
  • физически развивались;
  • проходили регулярные медосмотры.

Воспитатель в российском детском саду знакомит детей с новыми понятиями и явлениями, стимулирует интерес к знаниям. Благодаря этому дети легче адаптируются к начальной школе.

Виды российских ДОУ

Дошкольное образование в России можно получить в следующих учреждениях:

  • Детский сад – учреждение, реализующее образовательную программу в соответствии с требованиями ФГОС ДО. Может быть общего, комбинированного (группы разной направленности), компенсирующего вида (группы для детей с ОВЗ), оздоровительным, с приоритетным направлением развития (интеллектуальным, физическим и т. д.).
  • Центр детского развития – учреждение с образовательной программой, превышающей требования ФГОС ДО. В таких ДОУ делают акцент на интеллектуальном и художественно-эстетическом развитии детей. В центре могут быть изостудия, детский театр, бассейн, компьютерный класс и т. д.

Педагогический персонал детского сада. Какие профессии есть в дошкольном образовании?

  • Методист – проводит методическую работу с воспитателями и педагогами, обеспечивает реализацию основной образовательной программы и дополнительных программ в ДОО
  • Старший воспитатель – организует совместную работу воспитателей и других специалистов ДОО, отвечает за взаимодействие педагогов с родителями (законными представителями) воспитанников.
  • Воспитатель – присматривает за детьми на протяжении всего дня, организует их деятельность в соответствии с требованиями образовательной программы.
  • Музыкальный руководитель – проводит музыкальные занятия, утренники и другие мероприятия.
  • Инструктор по физической культуре – проводит оздоровительно-профилактическую работу и занятия для физического развития детей.
  • Педагог-психолог – выявляет и корректирует психолого-педагогические проблемы у детей, проводит консультации и оказывает психологическую помощь как воспитанникам ДОУ, так и педагогам, родителям.
  • Логопед – диагностирует и корректирует нарушения в развитии речи детей.
  • Педагоги дополнительного образования – проводят занятия по театрально-игровой деятельности, ИЗО, экологии, ритмике, иностранному языку и другим предметам, которые изучают дети в соответствии с программой учреждения дошкольного образования.
  • Помощник воспитателя, младший воспитатель – помогает воспитателю в организационных вопросах, присмотре за детьми: готовит все необходимое для приемов пищи, гигиенических процедур, помогает одевать малышей для прогулки и т. д.

Изучить теоретические основы дошкольного образования и получить профессиональные компетенции для работы в ДОУ можно на дистанционных* программах профпереподготовки на базе высшего или среднего профессионального образования. Вы можете получить на курсах квалификацию «Воспитатель детей дошкольного возраста», «Педагог раннего развития», «Воспитатель детей дошкольного возраста с отклонениями в развитии и с сохранным развитием» и т. д.

Если вы уже работаете в детском саду или центре развития, обратите внимание на программы повышения квалификации по основным вопросам дошкольного образования: современным методикам, технологиям, формам обучения и воспитания, требованиям к образовательным программам по ФГОС ДО и т. д. Вот самые популярные из них:

На каком бы этапе развития не находилось дошкольное образование в России, педагоги и воспитатели остаются его центральными фигурами. И если они будут заинтересованы в профессиональном развитии и росте, ответственном подходе к должностным обязанностям, будут понимать и любить детей, их воспитанники получат все необходимое для полноценной социализации и перехода в начальную школу.

* Заочная форма обучения с применением дистанционных образовательных технологий.

Другие новости >>

Источник: https://mgaps.ru/news/138

С какого возраста возможно обучение детей в образовательных организациях дошкольного образования

С какого возраста можно получать дошкольное образование

В нашей стране гарантируются:

  • общедоступность и
  • бесплатность

дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях.

Статья 43 Конституции РФ;
пункты 1 и 3 статьи 5 «Право на образование. Государственные гарантии реализации права на образование в Российской Федерации» Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ред. от 06.03.2019)

В Российской Федерации существует законодательно установленное разграничение полномочий в сфере дошкольного образования:

  • согласно законодательству, организация общедоступного дошкольного образования относится к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов;

пп.11 п.1 статьи 15 «Вопросы местного значения муниципального района» Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (ред. от 06.02.2019)

  • учет детей, подлежащих обучению по образовательным программам дошкольного образования и проживающих на территории соответствующих муниципальных образований, осуществляют органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов.

пункт 6 части 1 статьи 9 «Полномочия органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в сфере образования» Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

Согласно ч. 1 статьи 67 «Организация приема на обучение по основным общеобразовательным программам» Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»:

  • получение дошкольного образования в дошкольных образовательных организациях (детских садах)
  • может начинаться по достижении детьми возраста 2-х месяцев.

В соответствии с п. 6 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования, утвержденного приказом Минобрнауки России 30 августа № 1014:

  • образовательная организация обеспечивает получение дошкольного образования, присмотр и уход за воспитанниками в возрасте от 2-х месяцев до прекращения образовательных отношений.

В настоящее время на федеральном уровне не установлены законодательные нормы об отмене или сокращении групп для детей раннего возраста в дошкольных образовательных организациях.

Департаментом государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки России в субъекты РФ было направлено письмо:

  • с указанием на необходимость сохранения доступности дошкольного образования для детей в возрасте до 3 лет.

письмо Минобрнауки от 5 ноября 2013 г. № 08-1619

Этим же письмом сообщалось, что выплаты ежемесячных пособий гражданам, имеющим детей, осуществляются в соответствии с законодательством РФ:

  • Федеральный закон от 19 мая 1995 г. № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей»;
  • вопросы, связанные с такими выплатами, находятся в компетенции Министерства труда и социальной защиты РФ.

С какого возраста начинается и в каком завершается дошкольное образование

получение начального общего образования в образовательных организациях:

  • начинается по достижении детьми возраста 6 лет и 6 месяцев при отсутствии противопоказаний по состоянию здоровья,
  • но не позже достижения ими возраста 8 лет.

часть 1 статьи 67 «организация приема на обучение по основным общеобразовательным программам» федерального закона № 273-фз «об образовании в российской федерации»

по заявлению родителей детей учредитель образовательной организации вправе:

  • разрешить прием детей в образовательную организацию на обучение по образовательным программам начального общего образования в более раннем или более позднем возрасте.

как уже отмечалось выше, в соответствии с пунктом 6 порядка организации и осуществлении образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования, утвержденного приказом минобрнауки россии 30 августа 2013 г. № 1014:

  • образовательная организация обеспечивает получение дошкольного образования, присмотр и уход за воспитанниками в возрасте от 2-х месяцев до прекращения образовательных отношений.

согласно части 1 статьи 61 «прекращение образовательных отношений» федерального закона № 273-фз «об образовании в российской федерации»:

  • образовательные отношения прекращаются в связи с отчислением обучающегося из организации, осуществляющей образовательную деятельность;
  • одним из оснований отчисления обучающегося из образовательной организации является получение образования (завершение обучения).

Право на дошкольное образование

Источник: https://moiprava.info/obrazovanie/pravo-na-obshchee-obrazovanie/pravo-na-doshkolnoe-obrazovanie/1116-s-kakogo-vozrasta-vozmozhno-obuchenie-detej-v-obrazovatelnykh-organizatsiyakh-doshkolnogo-obrazovaniya

«Шпаргалка» для тех, кто идет в суд (отстаивая право свое ребенка на место в детском саду)

С какого возраста можно получать дошкольное образование

Ссылки на законы:

Конституция РФ (ст. 43) гласит: «…Каждый имеет право на образование. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях…»

Однако Конституция не говорит, что именно заключается в понятии «дошкольное образование», и чиновники часто пользуются этим, пытаясь доказать вам, что первые воспитатели — это родители, вот и воспитывайте сами своих детей до школы, или что группа кратковременного пребывания — полноценная и законная замена детскому саду.

Нормативные акты органов исполнительной власти устанавливают, каким образом и в каком порядке это право реализуется.

Дело в том, что Конституция и международные законы и договоры, подписанные Россией, устанавливают само право, а его регулирование (получение и реализацию) осуществляют законы и подзаконные акты — распоряжения исполнительной власти.

Законы федеральные и субъектов Федерации разъясняют, что собой подразумевает право, кто его имеет и какие органы власти помогают его осуществить.

Нормативные акты органов исполнительной власти устанавливают, каким образом и в каком порядке это право реализуется.

Следует помнить, что право на дошкольное образование в нашей стране — заявительное, то есть если вы не зарегистрировали ребенка в очереди, то и предоставить вам место в детском саду у мэрии нет никаких оснований.

Закон РФ «Об образовании» (ст. 18) говорит: «…Для воспитания детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их физического и психического здоровья, развития индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений развития этих детей в помощь семье действует сеть дошкольных образовательных учреждений …»

Типовое положение о дошкольном образовании (п.

3), принятое Правительством России и обязательное для всех государственных и муниципальных МДОУ, поясняет: «…Дошкольное образовательное учреждение — тип образовательного учреждения, реализующего основную общеобразовательную программу дошкольного образования. Дошкольное образовательное учреждение обеспечивает воспитание, обучение и развитие, а также присмотр, уход и оздоровление детей в возрасте от 2 месяцев до 7 лет…»

Как известно, у нас есть три уровня власти: федеральный (РФ), региональный (область, край, республика) и местный (город). И кто же должен нести ответственность за нарушение прав наших детей? Федеральный закон РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» (п.

13 ст. 16) говорит: «…к вопросам местного значения относятся … организация предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования…». Следовательно, ответственность лежит на администрациях (мэриях) городов. Именно они обязаны сохранять и расширять сеть детских садов.

Поскольку законодательство о дошкольном образовании несовершенно и сама по себе формулировка п. 2 ст. 43 Конституции (об общедоступности и бесплатности дошкольного образования) неконкретна, Конституционный суд разъяснил нерадивым чиновникам, как ее следует понимать.

В Постановлении Конституционного суда РФ от 15.05.2006 г. № 5-П говорится, что государство и муниципальные образования обязаны сохранять в достаточном количестве имеющиеся дошкольные образовательные учреждения и при необходимости расширять их сеть.

Также судом отмечается, что естественное право и обязанность родителей воспитывать и содержать детей не исключает конституционную обязанность государства заботиться о воспитании детей.

Помимо всего, говорится о том, что образовательное учреждение должно находиться на разумном географическом удалении.

Несмотря на то, что постановления Конституционного суда не имеют силу закона и потому не принимаются в суде в качестве аргумента, они разъясняют (толкуют) Конституцию, поэтому фактически эти их разъяснения придают Конституции дополнительный вес и обязывают власти действовать в соответствии с этими толкованиями (см. ФЗ-1 «О Конституционном суде Российской Федерации»).

В соответствии с законодательством, порядок устройства детей в детский сад (предоставление мест) определяется исключительно органами местного самоуправления, в частности, администрацией города (района) или, если вы живете в сельской местности, непосредственно дирекцией детского сада. Этим занимается особая структура в мэрии — управление (департамент, отдел) образования. (Кстати, именно поэтому не имеет никакого смысла обращаться за помощью к Президенту РФ, Папе Римскому и т.д.: все ваши обращения вернутся в управление по дошкольному образованию). Как раз на этом уровне существует громадное количество нарушений законодательства. Основные особенности реализации органами местного самоуправления своих полномочий в части организации предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного образования:

  • Орган местного самоуправления имеет свое положение о комплектовании детских садов;
  • Орган местного самоуправления распределяет места в детских садах только своего муниципалитета;
  • Места распределяются, в связи с их нехваткой, в порядке очереди;
  • Существуют группы детей, имеющие право на получение места в детсаду вне очереди и в первую очередь (это право регулируется как федеральными законами, так и местными актами, и прописывается в положении о комплектовании);
  • Для распределения мест орган местного самоуправления создает некую комиссию, которая утверждает списки детей на получение мест;
  • Для реализации своего положения о комплектовании муниципалитет ведет списки очереди (при этом помимо «основной» очереди может существовать «льготная» очередь из тех, кто имеет право на получение места «внеочередное» и «первоочередное»), которая иногда бывает «электронной», т.е. доступна в интернете;
  • Для постановки в очередь необходимо зарегистрироваться в управлении образования;
  • Путевки выдаются только при наличии свободных мест;
  • В некоторых регионах на время стояния в очереди вам могут предложить посещение группы кратковременного пребывания.

Основные признаки незаконного бездействия (либо недостаточного действия) органа местного самоуправления в организации предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного образования:

  • В очереди надо стоять более одного года;
  • Программа по увеличению мест в МДОУ в вашей администрации отсутствует либо принята, но очередь в детские сады при ее реализации не ликвидирует либо ликвидирует спустя неоправданно долгое время;
  • Вводятся либо действуют платные группы пребывания детей в детском саду, причем плата гораздо выше, чем в среднем по городу (т.е. «коммерческие» группы);
  • Ваше управление образования не предлагает вам при регистрации ребенка в очереди написать заявление о предоставлении места в детском саду в установленный вами самими срок (например, по достижении вашим ребенком возраста 1,5 лет);
  • Ваше управление образования усиленно вводит группы кратковременного пребывания.

Основной сложностью законодательства России (в которое входят нормативно-правовые акты всех уровней власти, начиная от Конституции и международных договоров и заканчивая НПА местного самоуправления, является отсутствие четких сроков предоставления места в детском саду в группе полного дня (10-12 часов пребывания) с момента обращения в управление образования.

Тем не менее, исходя из совокупности законодательных актов, можно сделать вывод, что вам обязаны предоставить место в детском саду в ближайший установленный мэрией период комплектования (или доукомплектования) детских садов новыми воспитанниками.

Источник: https://familyr-pravo.livejournal.com/3876.html

Статья 64. Дошкольное образование

С какого возраста можно получать дошкольное образование

1. В Российской Федерации гарантируются общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (часть 3 статьи 5 Федерального закона).

Обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных и общеобразовательных организациях осуществляется органами государственной власти субъектов Российской Федерации посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, приобретение средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг) в соответствии с нормативами, определяемыми органами государственной власти субъектов Российской Федерации (пункт 3 части 1 статьи 8 Федерального закона).

Непосредственно организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами) отнесена к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов (пункт 1 части 1 статьи 9 Федерального закона).

Дошкольное образование может быть получено в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, а также вне организаций – в форме семейного образования.

Формы получения дошкольного образования и формы обучения по конкретной образовательной программе дошкольного образования определяются федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, если иное не установлено Федеральным законом.

При этом допускается сочетание различных форм получения образования и форм обучения (части 4 и 5 статьи 17 Федерального закона).

Сроки получения дошкольного образования устанавливаются федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, а содержание дошкольного образования определяется образовательной программой дошкольного образования.

2.

Образовательные программы дошкольного образования относятся к основным общеобразовательным программам, они разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, самостоятельно в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования и с учетом соответствующих примерных образовательных программ дошкольного образования (части 5 и 6 статьи 12 Федерального закона).

Основные общеобразовательные программы дошкольного образования могут реализовываться дошкольными образовательными организациями; общеобразовательными организациями; профессиональными образовательными организациями; образовательными организациями высшего образования, а также организациями, осуществляющими лечение, оздоровление и (или) отдых; организациями, осуществляющими социальное обслуживание (пункт 1 части 2, пункты 2,3 и 4 части 4 статьи 23, часть 3 статьи 31 Федерального закона). В Федеральном законе все вместе эти организации называются организациями, осуществляющими образовательную деятельность.

Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, в соответствии с которым организации, осуществляющие образовательную деятельность, самостоятельно разрабатывают образовательные программы дошкольного образования, устанавливаются сроки получения дошкольного образования, определяются требования к структуре, объему, условиям реализации и результатам освоения образовательной программы дошкольного образования.

Освоение образовательных программ дошкольного образования не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации воспитанников (часть 2 статьи 64 Федерального закона).

Федеральный закон запрещает использовать при реализации образовательных программ методов и средств обучения и воспитания, наносящих вред физическому или психическому здоровью обучающихся (часть 9 статьи 13 Федерального закона).

Организации, осуществляющие образовательную деятельность, могут использовать сетевую форму реализации образовательной программы дошкольного образования, обеспечивающую возможность ее освоения воспитанниками с использованием ресурсов нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность, а также при необходимости с использованием ресурсов научных и медицинских организаций, организаций культуры, физкультурно-спортивных и иных организаций. Использование сетевой формы реализации образовательных программ дошкольного образования осуществляется на основании договора между указанными организациями, который должен соответствовать требованиям, предъявляемым к нему частью 3 статьи 15 Федерального закона.

Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования, утвержден приказом Минобрнауки России от 30 августа 2013 г. № 1014 (зарегистрирован Минюстом России 26 сентября 2013 г.

, регистрационный № 30038 – «Российская газета», № 238, 23.10.2013 ).

Согласно указанному Порядку образовательная деятельность по образовательным программам дошкольного образования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, осуществляется в группах, которые могут иметь общеразвивающую, компенсирующую, оздоровительную или комбинированную направленность.

В зависимости от направленности группы в них реализуются следующие образовательные программы дошкольного образования:

в группах общеразвивающей направленности – образовательная программа дошкольного образования;

в группах компенсирующей направленности – адаптированная образовательная программа дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию воспитанников с ограниченными возможностями здоровья;

в группах оздоровительной направленности – образовательная программа дошкольного образования, с реализацией комплекса санитарно-гигиенических, лечебно-оздоровительных и профилактических мероприятий и процедур;

в группах комбинированной направленности – образовательная программа дошкольного образования, адаптированная для детей с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. В этих группах осуществляется совместное образование здоровых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья.

В организации, осуществляющей образовательную деятельность, могут быть организованы также группы для детей раннего возраста, группы по присмотру и уходу, семейные дошкольные группы, в которых образовательные программы дошкольного образования не реализуются.

3. В Российской Федерации гарантируется право каждого человека на образование, в том числе дошкольное образование, которое может быть получено как в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, так и вне этих организаций – в форме семейного образования (часть 1 статьи 17 Федерального закона).

Интересы несовершеннолетних детей представляют их родители (законные представители).

Именно они имеют право до завершения ребенком основного общего образования с учетом мнения ребенка, а также с учетом рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (при их наличии) выбирать формы получения образования, организации, осуществляющие образовательную деятельность, язык, языки образования и обязаны обеспечить получение детьми общего, в том числе дошкольного образования (пункт 1 части 3 и пункт 1 части 4 статьи 44 Федерального закона). О выборе родителями (законными представителями) детей семейной формы получения дошкольного образования, родители (законные представители) информируют орган местного самоуправления муниципального района или городского округа, на территориях которых они проживают (часть 5 статьи 63 Федерального закона).

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации обеспечивают предоставление родителям (законным представителям) несовершеннолетних обучающихся, выбравшим семейную форму получения детьми дошкольного образования, методической, психолого-педагогической, диагностической и консультативной помощи. Указанная помощь предоставляется без взимания платы (часть 3 статьи 64 Федерального закона).

Помощь родителям (законным представителям) оказывается в специально создаваемых государственных и муниципальных консультационных центрах, а также в дошкольных образовательных организациях и общеобразовательных организациях, если в них созданы такие консультационные центы в форме структурного подразделения.

Основными задачами оказания помощи родителям (законным представителям) являются:

оказание психолого-педагогической, методической и консультативной помощи родителям (законным представителям) по вопросам ухода, воспитания, полноценного развития и обучения детей дошкольного возраста;

создание равных возможностей для получения качественного образования и оказания содействия в социализации детей дошкольного возраста, не посещающих дошкольные образовательные организации;

оказание диагностической помощи в выявлении возможных нарушений и отклонений в развитии детей дошкольного возраста.

Помощь родителям (законным представителям) может оказываться в различных формах, в том числе в форме:

психолого-педагогического консультирования, коррекционно-развивающих и компенсирующих занятий с ребенком;

логопедических занятий с ребенком и диагностико-психологических тренингов;

комплекса реабилитационных мероприятий.

Помощь родителям (законным представителям) предоставляется по письменному заявлению одного из родителей (законных представителей), в том числе поданному в электронной форме; по телефонному или личному обращению одного из родителей (законных представителей).

При это помощь родителям (законным представителям) оказывается по телефону в случае, если на ее предоставление требуется не более 15 минут.

В случае, если необходима комплексная диагностика врачей и педагогов (учитель-логопед, педагог-психолог, учитель – дефектолог) на базе образовательной организации, которая предоставляет методическую, психолого-педагогическую, диагностическую и консультативную помощь родителям (законным представителям) создается психолого-медико-педагогический консилиум. По данным обследования каждым специалистом консилиума составляется заключение и разрабатываются рекомендации. Заключение консилиума доводится до сведения родителей (законных представителей) в доступной для них форме, а предложенные рекомендации реализуются только с согласия родителей (законных представителей) обследованного ребенка.

Методическая, психолого-педагогическая, диагностическая и консультативная помощь родителям (законным представителям), обеспечивающим получение детьми дошкольного образования в форме семейного образования, предоставляется в порядке, определенном органами государственной власти субъектов Российской Федерации:

приказ Министерства образования Иркутской области от 29 ноября 2013 г.

№ 115-мпр «Об утверждении Положения об оказании методической, психолого-педагогической, диагностической и консультативной помощи родителям (законным представителям) несовершеннолетних обучающихся, обеспечивающим получение детьми дошкольного образования в форме семейного образования в Иркутской области» («Областная», № 143, 20 декабря 2013 г.);

приказ Министерства образования и науки Волгоградской области от
7 октября 2014 г.

№ 1295 «Об утверждении Порядка обеспечения методической, психолого-педагогической, диагностической и консультативной помощью родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, обеспечивающих получение детьми дошкольного образования в форме семейного образования» («Волгоградская правда» , № 192, 15 октября 2014 г.);

постановление Правительства Нижегородской области от 4 июня 2014 г.

№ 373 «Об утверждении Положения о предоставлении родителям (законным представителям) несовершеннолетних обучающихся, обеспечивающим получение детьми дошкольного образования в форме семейного образования, методической, психолого-педагогической, диагностической и консультативной помощи без взимания платы, в том числе в дошкольных образовательных организациях и общеобразовательных организациях, если в них созданы соответствующие консультационные центры» («Правовая среда», № 66 (1776), 19 июня 2014 г. (приложение к газете «Нижегородские новости», № 111 (5444), 19 июня 2014 г.);

постановление Правительства Ленинградской области от 4 марта 2014 г.

№ 40 «О предоставлении методической, психолого-педагогической, диагностической и консультативной помощи родителям (законным представителям), обеспечивающим получение детьми дошкольного образования в форме семейного образования, в том числе в дошкольных образовательных организациях и общеобразовательных организациях Ленинградской области» (официальный интернет – портал Администрации Ленинградской области http://www.lenobl.ru, 7 марта 2014 г.);

постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 26 июля 2013 г.

№ 281-п «Об оказании методической, психолого-педагогической, диагностической и консультативной помощи родителям (законным представителям), обеспечивающим получение детьми дошкольного образования в форме семейного образования, в том числе в дошкольных образовательных и общеобразовательных организациях» (Собрание законодательства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры», 31 июля 2013 г. № 7 (ч.II), ст. 909) и иными органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Дащинская З.П., кандидат юридических наук, заслуженный юрист РФ, заместитель директора Федерального центра образовательного законодательства.
По состоянию законодательства на 1 августа 2016 года.

Источник: http://fcoz.ru/praktika/realizatsiya-273-fz/detail.php?ELEMENT_ID=2886

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.