Содержание и ремонт жилого помещения закон

Содержание

Размер платы за содержание жилья – кто устанавливает?

Содержание и ремонт жилого помещения закон

Многие собственники думают, что размер платы за содержание жилого помещения устанавливается то ли управляющей организацией (УО), то ли председателем ТСЖ, то ли органами государственной власти.

Чаще всего аргументация строится по простой логике — кто является получателем денег за услуги, тот и устанавливает стоимость этих услуг.

Логика «продвинутых» граждан заключается в том, что поскольку органы государственной власти субъекта РФ устанавливают тарифы на коммунальные услуги и нормативы их потребления, то эти же органы устанавливают и размер платы за содержание жилого помещения.

Рассмотрим два наиболее распространенных случая:

– управление домом управляющей организацией;

– и управление домом ТСЖ.

 Кто устанавливает размер платы при управлении домом ТСЖ?

Статья 138 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее — ЖК РФ) устанавливает:

«Товарищество собственников жилья обязано:

2) осуществлять управление многоквартирным домом в порядке, установленном разделом VIII настоящего Кодекса;

4) обеспечивать надлежащее санитарное и техническое состояние общего имущества в многоквартирном доме;

5) обеспечивать выполнение всеми собственниками помещений в многоквартирном доме обязанностей по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с их долями в праве общей собственности на данное имущество».

Очевидно, что исполнение перечисленных обязанностей требует определенного финансирования. И указанное финансирование обеспечивается за счет средств, взимаемых с собственников помещений многоквартирных домов (МКД) за услугу «содержание жилого помещения».

Часть 1 статьи 137 ЖК РФ устанавливает:

«1. Товарищество собственников жилья вправе:

2) определять смету доходов и расходов на год, в том числе необходимые расходы на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, затраты на капитальный ремонт и реконструкцию многоквартирного дома, специальные взносы и отчисления в резервный фонд, а также расходы на другие установленные настоящей главой и уставом товарищества цели;

3) устанавливать на основе принятой сметы доходов и расходов на год товарищества размеры платежей и взносов для каждого собственника помещения в многоквартирном доме в соответствии с его долей в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме».

Из представленных норм следует, что именно ТСЖ устанавливает размер платы за содержание жилых помещений для всех собственников помещений многоквартирного дома (далее — МКД), независимо от того, являются ли указанные собственники членами ТСЖ или не являются. Однако, ТСЖ является юридическим лицом, поэтому важно рассмотреть вопрос, а кто же конкретно в составе этого юридического лица (какие органы или физические лица) устанавливает размер платы за содержание.

Статья 144 ЖК РФ устанавливает: «Органами управления товарищества собственников жилья являются общее собрание членов товарищества, правление товарищества».

Согласно статье 145 ЖК РФ:

«1. Общее собрание членов товарищества собственников жилья является высшим органом управления товарищества и созывается в порядке, установленном уставом товарищества.

2. К компетенции общего собрания членов товарищества собственников жилья относятся

4) установление размера обязательных платежей и взносов членов товарищества;

5) утверждение порядка образования резервного фонда товарищества, иных специальных фондов товарищества (в том числе фондов на проведение текущего и капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме) и их использования, а также утверждение отчетов об использовании таких фондов;

8) утверждение годового плана содержания и ремонта общего имущества в многоквартирном доме, отчета о выполнении такого плана;

8.1) утверждение смет доходов и расходов товарищества на год, отчетов об исполнении таких смет, аудиторских заключений (в случае проведения аудиторских проверок);

8.2) утверждение годового отчета о деятельности правления товарищества;

8.3) утверждение заключения ревизионной комиссии (ревизора) товарищества по результатам проверки годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности товарищества;

11) определение размера вознаграждения членов правления товарищества, в том числе председателя правления товарищества;

4. Общее собрание членов товарищества собственников жилья имеет право решать вопросы, которые отнесены к компетенции правления товарищества».

Из приведенных норм следует, что к исключительной компетенции общего собрания членов ТСЖ относится утверждение смет доходов и расходов ТСЖ на год (пункт 8.1 части 1 статьи 145 ЖК РФ), а именно на основании таких смет утверждается размер платежей и взносов для каждого собственника помещений в МКД.

Может показаться, что существует некоторая неопределенность, поскольку ЖК РФ четко не называет конкретное лицо (или орган управления ТСЖ), который устанавливает конкретный размер платы за содержание в рублях с квадратного метра в месяц.

Необходимо отметить, что смету доходов и расходов в обязательном порядке утверждает общее собрание членов ТСЖ, а расчет конкретного размера платы за содержание — это лишь математическая операция по делению установленной сметой цифры на площадь помещений дома.

И жилищное законодательство позволяет определить лицо, совершающее такую операцию, Уставом ТСЖ. Часть 8 статьи 156 ЖК РФ устанавливает: «8. Размер обязательных платежей и (или) взносов членов товарищества собственников жилья…

, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, определяется органами управления товарищества собственников жилья… в соответствии с уставом товарищества собственников жилья…».

Во избежание мнения, что норма касается только членов ТСЖ, необходимо отметить, что пункт 33 Правил содержания общего имущества в МКД, утвержденных ПП РФ от 13.08.2006 N491  дополнительно устанавливает:

«33. Размер обязательных платежей и (или) взносов, связанных с оплатой расходов на содержание общего имущества, для собственников помещений, являющихся членами товарищества собственников жилья …

, а также размер платы за содержание жилого помещения для собственников помещений, не являющихся членами указанных организаций, определяются органами управления товарищества собственников жилья …

на основе утвержденной органами управления сметы доходов и расходов на содержание общего имущества на соответствующий год».

Дополнительно надо отметить, что часть 1 статьи 39 ЖК РФ устанавливает обязанность содержать общее имущество МКД для всех собственников, независимо от их членства в ТСЖ («Собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме») а пункт 6 части 2 статьи 155 ЖК РФ прямо устанавливает обязанность собственников, не являющихся членами ТСЖ, вносить оплату именно в ТСЖ («Не являющиеся членами товарищества собственников жилья… собственники помещений в многоквартирном доме, в котором созданы товарищество собственников жилья…, вносят плату за содержание жилого помещения и плату за коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с товариществом собственников жилья…»).

В случае управления домом управляющей организацией такая УО действует на основании договора управления. В соответствии с частью 2 статьи 162 «По договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме…

) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность».

Отметим несколько существенных моментов.

Согласно части 1 статьи 432 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами в требуемой форме достигнуто соглашение по всем существенным условиям.

Существенные условия — это предмет договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.

Если хотя бы одно из существенных условий сторонами не определено, договор управления не может быть заключен.

Согласно пункту 2 части 3 статьи 162 ЖК РФ существенные условия договора управления — это порядок определения цены договора, размера платы за содержание и ремонт жилого помещения и размера платы за коммунальные услуги, а также порядок внесения такой платы.

Понятно, что одной стороной договора управления выступает управляющая организация, от имени которой действует ее руководитель. А каким образом второй стороной договора могут быть собственники помещений? Кто действует от их имени? Может ли каждый из них заключать с УО некий договор управления на индивидуальных условиях?

Часть 1 статьи 162 ЖК РФ устанавливает: «При выборе управляющей организации общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме с каждым собственником помещения в таком доме заключается договор управления на условиях, указанных в решении данного общего собрания. При этом собственники помещений в данном доме, обладающие более чем пятьюдесятью процентами от общего числа собственников помещений в данном доме, выступают в качестве одной стороны заключаемого договора».

В отношении одного из существенных условий договора управления часть 7 статьи 156 ЖК РФ устанавливает:

 «7.

Размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном статьями 45 — 48 настоящего Кодекса. Размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год».

Таким образом, именно собственники помещений имеют право утвердить размер платы за содержание жилых помещений, путем принятия соответствующего решения общим собранием собственников помещений. Правом установить некий иной размер платы, вопреки воле собственников помещений, не обладает никто — ни УО, ни органы местного самоуправления, ни органы государственной власти.

Специальная норма ЖК РФ предусматривает порядок установления размера платы за содержание в случае, если собственники не желают самостоятельно управлять своим домом, своим имуществом. Необходимо особо обратить внимание — такой порядок установлен только для случая, когда собственники не проводили общего собрания, не создавали ТСЖ, не выбирали УО и не устанавливали размер платы за содержание.

Часть 3 статьи 156 ЖК РФ устанавливает: «размер платы за содержание жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, устанавливаются органами местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации — городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе — органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, если законом соответствующего субъекта Российской Федерации не установлено, что данные полномочия осуществляются органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований)».

При этом пункт 34 Правил 491 определяет порядок установления размера платы за содержание в данном случае: «34.

В случае если собственники помещений не приняли решение о способе управления многоквартирным домом, размер платы за содержание жилого помещения, вносимой собственниками помещений, устанавливается органом местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации — городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе — органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, если законом соответствующего субъекта Российской Федерации не установлено, что указанные полномочия осуществляются органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований) по результатам открытого конкурса, проводимого в установленном порядке, равной цене договора управления многоквартирным домом. Цена договора управления многоквартирным домом устанавливается равной размеру платы за содержание жилого помещения, указанной в конкурсной документации».

Часть 4 статьи 161 ЖК РФ подтверждает необходимость проведения конкурса по отбору УО, если собственники помещений не выбрали или не реализовали способ управления: «Орган местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, проводит открытый конкурс по отбору управляющей организации, если в течение года до дня проведения указанного конкурса собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано». Важно отметить, что если собственники на общем собрании выбрали УО, но не установили размер платы за содержание (например, не смогли договориться о таком размере), то решение о выборе способа управления считается нереализованным. Утверждение условий договора без одного из существенных условий (размер платы за содержание) невозможно, а если условия договора управления не утверждены, то такой договор не может быть заключен. В случае если собственники выбрали УО, но не заключили с ней договор управления, решение о выборе способа управления не реализовано.

«Таким образом, в ситуации, когда собственники помещений занимают пассивную позицию и не решают вопросы управления своим имуществом, управляющая компания отбирается по результатам открытого конкурса, проводимого органом местного самоуправления. При этом размер платы за содержание устанавливается конкурсной документацией», — сообщает эксперт в сфере строительства и ЖКХ Юрий Ганенко.

Источник: https://zen.yandex.ru/media/vmo24/razmer-platy-za-soderjanie-jilia--kto-ustanavlivaet-5a8eefe49e29a2c758a5d949

Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме: ПП РФ 491 и 170

Содержание и ремонт жилого помещения закон

За нежилыми и жилыми помещениями многоквартирного дома (МКД) нужно ухаживать, поддерживать их в нормальном состоянии.

На кого ложится ответственность по содержанию общедомового имущества, зависит от того, кто осуществляет управление объектом. Это может быть организация или непосредственно сами жильцы.

Поэтому компаниям, которым поручили управление МКД, а также владельцам помещений нужно знать правила содержания общего имущества в многоквартирном доме.

Последняя редакция Постановления Правительства РФ N491

Постановление Правительства России №491 было принято 13 августа 2006 года. В этом нормативном документе приводится перечень правил касательно содержания общедомового имущества МКД.

К общему имуществу многоквартирного дома относятся инженерные системы водоснабжения горячей и холодной воды, газоснабжения (п. 5 ПП РФ 491), отопления (п. 6 ПП №491) и электроснабжения (п. 7 ПП №491).


Согласно второго пункта первого раздела Постановления №491, в эту категорию также входят нежилые помещения, общедомовые приборы учета, фундамент, придомовая территория, несущие конструкции здания.

Во втором разделе данного Постановления приведены все требования общедомового имущества.

Выполнение их обеспечивает надежность и безопасность проживания в МКД, постоянную готовность инженерных коммуникаций, учетных приборов и прочего оборудования к подаче необходимых ресурсов, соблюдение законных прав и интересов собственников квартир.

В соответствии с пунктом 11 ПП №491, в понятие содержания общего имущества дома входит его осмотр, а также ряд работ по обеспечению его надлежащего технического состояния.

В постановление Правительства России №491 периодически вносятся правки. Актуальной является редакция от 23 ноября 2020 года.

Перерасчет

Потребитель имеет право подавать письменное требование провести перерасчет выставленных ему счетов в управляющую компанию или иную организацию, занимающуюся обслуживанием дома. В частности это возможно в таких ситуациях:

  • если собственник или зарегистрированный в жилье на протяжении длительного периода не пользуется им. В этом случае необходимо предоставить письменные доказательства такого обстоятельства (справку из органов местного самоуправления иных регионов, из места работы, если оно расположено в отдаленных местностях и подобное);
  • если помещение не оснащено индивидуальными учетными и контролирующими приборами. При этом технические возможности для их установки должны отсутствовать, то есть, если ситуация такая, что их нельзя смонтировать по независящим от гражданина обстоятельствам;
  • при обнаружении некачественности услуг, проведенного ремонта, брака или недостатков в смонтированном оборудовании.

Порядок снижение платы за коммунальные услуги

Размер оплаты снижается в пропорциональной зависимости полных календарных дней нарушения от цены некачественно выполненной работы или услуги (п. 10 Правил изменения размера платы … ).

Величина снижения определяется по формуле: стоимость услуги делят на календарные дни в мес. и умножают на количество календарных дней на протяжении, которых оказывалась услуга.

Интересующимся законодательством в описываемой сфере следует учесть, что с принятием новой редакции постановления № 491 утратили силу нормативные акты, которые были основным по вопросам тарифов и цен, а именно постановления №№ 89 и 392. Теперь рассмотренный нами документ заменил их и является основным по этой теме.

Постановление Госстроя РФ N170

Постановление Госстроя России №170 было принято 27 сентября 2003 года. Оно утверждает нормы и правила технической эксплуатации жилищного фонда. В пункте 1.7 данного нормативного документа приводятся условия и порядок переоборудования, перепланировки, переустройства нежилых и жилых помещений.

Сказано, что подобные мероприятия могут быть начаты только после получения разрешений от уполномоченных органов.

Не допускается перепланировка квартиры, если она повлечет за собой ущемление законных прав и интересов других жильцов МКД. В пункте 1.9 Постановления №170 описывается порядок содержания домов, находящихся в муниципальной или государственной собственности.

Вторая глава данного документа посвящена обслуживанию и техническому ремонту жилых помещений. В ней сказано, что для контроля над состоянием зданий создаются районные или объединенные диспетчерские службы. Они рассматривают заявки о неисправностях инженерного оборудования и принимают соответствующие меры.

Также в Постановлении Госстроя №170 приведены правила содержания квартир, лестничных пролетов, чердаков, подвалов, выдвигаются требования к внешнему благоустройству территорий около дома.

Основные правила содержания мест общего пользования в МКД

Согласно правил содержания общедомового имущества жилого дома, владельцы квартир по договоренности имеют право самостоятельно ухаживать за помещениями и инженерными системами, которые находятся в общей собственности, производить их ремонт своими силами либо путем найма рабочих.

При непосредственном управлении граждане заключают договоры на отопление, вывоз мусора, энерго- и водоснабжение с ресурсообеспечивающими компаниями. Это позволяет экономить финансовые средства. Но чаще всего управление, обслуживание и эксплуатация здания поручается третьим лицам. Это может быть ЖСК, .

К основным правилам содержания мест общего пользования в МКД стоит отнести такие:

  • поддержание здания в нормальном состоянии. Это означает, что нужно убирать в подъездах, на придомовой территории, кровле. Обычно для этого нанимаются работники;
  • владельцы помещений вносят плату за проведение обслуживания и ремонта общедомового имущества. Ее размер зависит от площади объекта и определяется с учетом положений Постановления правительства России №354. На величину оплаты не влияет число лиц, прописанных в квартире. Расходы несут даже те жильцы, которые не используют принадлежащее им на общих правах помещение.

Мнение эксперта

Источник: https://KPPKDirection.ru/mnogokvartirnye-doma/soderzhanie-obshchego-imushchestva-mkd.html

Как рассчитать платеж за общее имущество дома

Содержание и ремонт жилого помещения закон

Про­жи­вая в мно­го­квар­тир­ном доме (МКД), жиль­цы вла­де­ют еди­но­лич­но лишь тем жилым поме­ще­ни­ем, в кото­ром про­жи­ва­ют, то есть какой-то долей МКД.

БОль­шая часть иму­ще­ства МКД (кры­ша, несу­щие сте­ны, под­вал, тех­ни­че­ский этаж, вспо­мо­га­тель­ные поме­ще­ния, земель­ный уча­сток, тер­ри­то­рия дво­ра) нахо­дят­ся в общей соб­ствен­но­сти и пред­на­зна­че­ны для обще­го поль­зо­ва­ния. Отсю­да выте­ка­ет и назва­ние — общее иму­ще­ство (ОИ).

ОИ необ­хо­ди­мо под­дер­жи­вать в поряд­ке и опла­чи­вать его исполь­зо­ва­ние. Для это­го были раз­ра­бо­та­ны и утвер­жде­ны поста­нов­ле­ни­ем пра­ви­тель­ства РФ № 491 пра­ви­ла содер­жа­ния обще­го иму­ще­ства в мно­го­квар­тир­ном доме и пла­ты за содер­жа­ние обще­го имущества.

Правила содержания ОИ в МКД: постановление № 491 (с изменениями и дополнениями от 15.12. 2018 г.)

Состав ОИ опре­де­ля­ет­ся госу­дар­ствен­ны­ми орга­на­ми вла­сти, ОМСУ и сами­ми соб­ствен­ни­ка­ми МКД.

Что входит в состав общего имущества МКД

В ОИ МКД входят:

  • Поме­ще­ния обще­го поль­зо­ва­ния (ПОП), кото­рые не явля­ют­ся частью жилых поме­ще­ний и обслу­жи­ва­ют более одной квартиры: 
    • кори­до­ры, лест­нич­ные пло­щад­ки и лестницы;
    • лиф­ты, шах­то­вые объ­ем­ные пространства;
    • тех­ни­че­ские эта­жи и под­ва­лы, в т. ч. и встро­ен­ные гаражи;
    • мусо­ро­про­во­ды, котель­ные и др. объ­ек­ты (ч. 2, р. I пост. № 491).
  • Кры­ши.
  • Фун­да­мен­ты, пли­ты пере­кры­тий, бал­кон­ные пли­ты, несу­щие сте­ны и др. несу­щие и ограж­да­ю­щие конструкции;
  • Кон­струк­ции и обо­ру­до­ва­ние для бес­пре­пят­ствен­но­го досту­па инва­ли­дов в МКД.
  • Земель­ный уча­сток с уста­нов­лен­ны­ми гра­ни­ца­ми, бла­го­устро­ен­ный и озе­ле­нен­ный, нахо­дя­щий­ся на кадаст­ро­вом учете.
  • Авто­ма­ти­зи­ро­ван­ная систе­ма уче­та потреб­ле­ния ком­му­наль­ных ресурсов.
  • Гара­жи, авто­сто­ян­ки, дет­ские пло­щад­ки, теп­ло­пунк­ты, транс­фор­ма­тор­ные буд­ки и др. объ­ек­ты обще­до­мо­вой тер­ри­то­рии, пред­на­зна­чен­ные для экс­плу­а­та­ции МКД и его благоустройства.
  • Внут­ри­до­мо­вые инже­нер­ные систе­мы (ИС) МКД (ч. 5 — 7 р. I): 
    • ИС гор. и хол. водо­снаб­же­ния (сто­я­ки; ответв­ле­ния до пер­во­го отклю­ча­ю­ще­го устр-ва; пер­вые запор­ные вен­ти­ли на внут­ри­квар­тир­ных отво­дах от сто­я­ков; отклю­ча­ю­щие и запор­ные устрой­ства; обще­до­мо­вые кон­троль­ные при­бо­ры уче­та (КПУ), др. сан­тех­ни­че­ское и инже­нер­ное оборудование);
    • ИС водо­от­ве­де­ния (кана­ли­за­ци­он­ные сли­вы, водо­сто­ки, отво­ды, патруб­ки, заглуш­ки, пере­ход­ни­ки, трой­ни­ки, ответв­ле­ния до пер­во­го сты­ка и пр.);
    • СГС (систе­ма газо­снаб­же­ния): газо­про­вод от резервуарной/баллонной газо­вой уста­нов­ки со сжи­жен­ным газом или ГРУ цен­траль­ной систе­мы газо­снаб­же­ния до запор­но­го кра­на на ответв­ле­нии к газо­во­му обо­ру­до­ва­нию квар­ти­ры; сами авто­ном­ные дво­ро­вые газо­вые уста­нов­ки; ГИО (газо­ис­поль­зу­ю­щее обо­ру­до­ва­ние) МКД (кро­ме квар­тир­но­го); тех. устр-ва, в т. ч. запорные/регулирующие вен­ти­ли; обще­до­мо­вые КПУ обще­го газо­по­треб­ле­ния и газа, исполь­зу­е­мо­го для отоп­ле­ния и подо­гре­ва коды; дат­чи­ки утеч­ки газа и т.д.
    • систе­ма отоп­ле­ния (сто­я­ки, обо­гре­ва­ю­щие устрой­ства, арма­ту­ра, обще­до­мо­вые КПУ теп­ло­вой энергии);
    • СЭС (систе­ма элек­тро­снаб­же­ния): ввод­ные рас­пре­де­ли­тель­ные устрой­ства, шка­фы, кори­дор­ные щит­ки, защит­ные и кон­троль­ные эл-ты; осве­ще­ние кори­до­ров и подъ­ез­дов; систе­мы пожар­ной сиг­на­ли­за­ции в лиф­тах; систе­мы авто­ма­ти­че­ско­го закры­тия две­ри; систе­ма дымо­уда­ле­ния; элек­три­че­ские кабе­ли от внеш­ней гра­ни­цы дома (внеш­ней сто­ро­ны сте­ны МКД) до инди­ви­ду­аль­но­го счет­чи­ка электроэнергии.

Внеш­ние гра­ни­цы систем отоп­ле­ния, водо­снаб­же­ния и водо­от­ве­де­ния, инфор­ма­ци­он­ных сетей и теле­ком­му­ни­ка­ций про­хо­дят по внеш­ней сто­роне стен дома. Внеш­няя гра­ни­ца СГС — соеди­не­ние пер­во­го запор­но­го кла­па­на с ГРУ или резер­ву­а­ром с сжи­жен­ным газом.

Соеди­не­ние обще­до­мо­вых при­бо­ров уче­та (при их нали­чии) с вход­ны­ми инже­нер­ны­ми ком­му­ни­ка­ци­я­ми — это гра­ни­ца ответственности:

  • за экс­плу­а­та­цию систем до при­бо­ров уче­та ответ­ствен­ность несут ресур­со­снаб­жа­ю­щие организации;
  • все, что нахо­дит­ся от обще­до­мо­во­го КПУ (или отклю­ча­ю­ще­го вен­ти­ля) до ответв­ле­ния в квар­ти­ру, нахо­дит­ся под ответ­ствен­но­стью управ­ля­ю­щих ком­па­ний, коопе­ра­ти­вов, товариществ.

Общее имущество товариществ собственников жилья

На осно­ва­нии пра­вил содер­жа­ния обще­го иму­ще­ства в мно­го­квар­тир­ном доме, раз­дел I(1), к ОИ несколь­ких домов, кото­рым управ­ля­ют ТСЖ, относится:

  • бла­го­устро­ен­ный земель­ный уча­сток с зеле­ны­ми насаждениями;
  • вся дво­ро­вая инфра­струк­ту­ра (гара­жи, пло­щад­ки и пр.);
  • ОИ, допус­ка­ю­щее по стро­и­тель­но­му про­ек­ту сов­мест­ное исполь­зо­ва­ние (напри­мер, уча­сток инже­нер­ных ком­му­ни­ка­ций, после­до­ва­тель­но соеди­ня­ю­щих систе­мы несколь­ких МКД).

Требования ОИ МКД

Основ­ные тре­бо­ва­ния содер­жа­ния обще­го имущества:

  • Соблю­де­ние тре­бо­ва­ний зако­но­да­тель­ства, в т. ч. и сани­тар­но-эпи­де­мио­ло­ги­че­ских норм: 
    • соблю­де­ние без­опас­но­сти МКД, здо­ро­вья и жиз­ни жильцов;
    • обес­пе­че­ние сво­бод­но­го досту­па людей к жилым и нежи­лым поме­ще­ни­ям, в т. ч. и для инвалидов;
    • соблю­де­ние закон­ных прав соб­ствен­ни­ков и поль­зо­ва­те­лей ЖП;
    • удо­вле­тво­ри­тель­ное рабо­чее состо­я­ние всех инже­нер­ных коммуникаций;
    • сохра­не­ние архи­тек­тур­но­го обли­ка дома;
    • забо­та об энер­го­сбе­ре­же­нии и энергоэффективности.
  • Содер­жа­ние ОИ с уче­том кон­струк­тив­ных особ-стей, изно­са, тех. состо­я­ния, гео­де­зи­че­ских и кли­ма­ти­че­ских факторов: 
    • пери­о­ди­че­ские осмот­ры и выяв­ле­ние несо­от­вет­ствия теку­ще­го состо­я­ния ОИ МКД пра­ви­лам поста­нов­ле­ния № 491 и зако­но­да­тель­ству РФ;
    • под­дер­жа­ние готов­но­сти СЭС к электроснабжению;
    • соблю­де­ние необ­хо­ди­мой тем­пе­ра­ту­ры и влаж­но­сти в поме­ще­ни­ях общ. исп-ия;
    • убор­ка и выпол­не­ние сан.-гигиенических меро­при­я­тий в ПОП и на земель­ном участ­ке МКД;
    • сбор и вывоз жид­ких и твер­дых отходов;
    • сохра­не­ние и сда­ча на ути­ли­за­цию вышед­ших из строя ртуть­со­дер­жа­щих ламп;
    • под­дер­жа­ние пло­ща­док по сбо­ру мусо­ра в над­ле­жа­щем состоянии;
    • обес­пе­че­ние пожаробезопасности;
    • уход за зеле­ны­ми насаж­де­ни­я­ми, забо­та о бла­го­устрой­стве дво­ра МКД;
      про­ве­де­ние теку­щих и капи­таль­ных ремон­тов, сезон­ная под­го­тов­ка объектов;
    • при­ня­тие мер по энер­го­сбе­ре­же­нию в домах;
    • уста­нов­ка обще­до­мо­вых счет­чи­ков и кон­троль за их пра­виль­ной эксплуатацией;
    • учет потреб­лен­ных ком­му­наль­ных ресур­сов на обще­до­мо­вые нуж­ды, кро­ме слу­ча­ев, когда они вклю­че­ны в общую ком­му­наль­ную плату.

Осмотры общего имущества МКД

Осмот­ры обще­го иму­ще­ства могут быть:

  • теку­щи­ми (про­во­дят­ся в сро­ки, реко­мен­ду­е­мые по пра­ви­лам эксплуатации);
  • сезон­ны­ми (про­во­дят­ся два­жды в год — в нача­ле и в кон­це ото­пи­тель­но­го периода);
  • вне­оче­ред­ны­ми (вслед­ствие ава­рий­ной ситуации).

Про­во­дить­ся осмот­ры могут:

  • сами­ми соб­ствен­ни­ка­ми (на осно­ве дого­во­ров с управ­ля­ю­щи­ми орга­ни­за­ци­я­ми или спе­ци­а­ли­ста­ми, осу­ществ­ля­ю­щи­ми ремонт и техобслуживание);
  • ТСЖ или ЖСК;
  • застрой­щи­ком (в отно­ше­ние ОИ, кото­рое еще не пере­да­но по договору).

Резуль­та­ты осмот­ра доку­мен­ти­ру­ют­ся в акте, в кото­ром указывается:

  • сте­пень соот­вет­ствия ОИ тре­бо­ва­ни­ям пра­вил содер­жа­ния обще­го иму­ще­ства в мно­го­квар­тир­ном доме;
  • меры, кото­рые нуж­но при­нять для устра­не­ния обна­ру­жен­ных дефектов.

Осмот­ру и ремон­ту не под­ле­жат две­ри и окна, бал­ко­ны поме­ще­ний, не пред­на­зна­чен­ных для обще­го пользования.

Текущие и капитальные ремонты в МКД

Реше­ние о теку­щем или капи­таль­ном ремон­те при­ни­ма­ет­ся на общем собра­нии собственников:

  • Теку­щий ремонт пред­на­зна­чен для под­дер­жа­ния ОИ в нор­маль­ном тех­ни­че­ском состо­я­нии и предот­вра­ще­нии изно­са, а так­же устра­не­ния дефек­тов отдель­ных состав­ных частей (заме­на несу­щих кон­струк­ций и лиф­тов не проводится).
  • Капи­таль­ный ремонт необ­хо­дим, когда износ дости­га­ет пре­дель­но допу­сти­мых зна­че­ний, что ста­вит под угро­зу надеж­ность кон­струк­ций, без­опас­ность жиль­цов. Может потре­бо­вать­ся заме­на обо­ру­до­ва­ния, несущих/ограждающих кон­струк­ций, лиф­тов и т.д.

Техническая документация на дом

О состо­я­нии обще­го жило­го иму­ще­ства мож­но судить по тех­ни­че­ской доку­мен­та­ции МКД, включающей:

  • све­де­ния о теку­щем состо­я­нии ОИ;
  • доку­мен­ты об уста­нов­ке, замене, кон­троль­ных про­вер­ках при­бо­ров учета;
  • акты о про­ве­ден­ных осмот­рах и ремонтах;
  • доку­мен­ты о про­вер­ке рабо­че­го состо­я­ния и испы­та­ни­ях инже­нер­ных систем, уста­нав­ли­ва­е­мо­го оборудования;
  • акт о под­го­тов­ке к ото­пи­тель­но­му сезону;
  • инструк­ция с пра­ви­ла­ми экс­плу­а­та­ции, раз­ра­бо­тан­ная фед. испол­ни­тель­ным орга­ном, с реко­мен­да­ци­я­ми от застройщика;
  • дру­гие доку­мен­ты (копия кадаст­ро­во­го пла­на, выпис­ка из реест­ра, копия гра­до­стро­и­тель­но­го пла­на, копия про­ект­ной доку­мен­та­ции, реестр соб­ствен­ни­ков и др.)

Пол­ный спи­сок тре­бо­ва­ний к содер­жа­нию ОИ МКД — в раз­де­ле II поста­нов­ле­ния № 491.

Плата за содержание общего имущества

На осно­ва­нии ч. 28 раз­де­ла III, соб­ствен­ни­ки опла­чи­ва­ют содер­жа­ние обще­го иму­ще­ства в виде в виде пла­ты или взно­сов за содер­жа­ние ЖП (жило­го помещения).

  • В опла­ту за содер­жа­ние ЖП с 01.01.2018 г. вклю­ча­ет­ся сто­и­мость элек­тро­энер­гии, холод­ной и горя­чей воды, водо­от­ве­де­ния и дру­гих ресур­сов, затра­чен­ных на содер­жа­ние обще­го иму­ще­ства. Если сто­и­мость дан­ных ком­му­наль­ных ресур­сов не учи­ты­ва­ет­ся при опре­де­ле­нии пла­те­жа или взно­са за содер­жа­ние ЖП, то она долж­на быть выне­се­на в отдель­ных платежах.
  • Раз­мер пла­те­жей опре­де­ля­ет­ся управ­ля­ю­щи­ми орга­на­ми УО, ЖСК, ТСЖ, ПК (потре­би­тель­ским спе­ци­а­ли­зи­ро­ван­ным кооперативом).
  • Если фор­ма управ­ле­ния МКД еще не выбра­на, раз­мер пла­ты за содер­жа­ние обще­го иму­ще­ства уста­нав­ли­ва­ет­ся мест­ны­ми ОМСУ или госу­дар­ствен­ны­ми органами.
  • При выбран­ной фор­ме управ­ле­ния сами­ми соб­ствен­ни­ка­ми раз­мер пла­те­жа опре­де­ля­ет­ся на осно­ва­нии дого­во­ров, состав­лен­ных с орга­ни­за­ци­я­ми, обслу­жи­ва­ю­щи­ми МКД, по реше­нию общих собра­ний собственников.
  • Если МКД управ­ля­ет­ся управ­ля­ю­щей орга­ни­за­ци­ей, то раз­мер пла­те­жа на содер­жа­ние жило­го поме­ще­ния уста­нав­ли­ва­ет­ся с уче­том реко­мен­да­ций УО, кото­рые долж­ны быть пода­ны за месяц до про­ве­де­ния обще­го собрания.
  • В доме с фор­мой прав­ле­ния ЖСК, ТСЖ или ПК пла­тить за содер­жа­ние обще­го иму­ще­ства долж­ны не толь­ко чле­ны кооперативов/товариществ, но и жиль­цы, не явля­ю­щи­е­ся чле­на­ми этих орга­ни­за­ций. Опла­та про­из­во­дит­ся на осно­ва­нии дого­во­ра, заклю­чен­но­го с ЖСК, ТСЖ или ПК (п. 6 ст. 155 ЖК РФ).
  • Опла­та за ОИ про­из­во­дит­ся жиль­ца­ми из соб­ствен­ных средств, при помо­щи суб­си­дий или ком­пен­са­ций, с уче­том льгот (при нали­чии осно­ва­ний на их получение).

Соб­ствен­ни­ки могут так­же заклю­чить энер­го­сер­вис­ный дого­вор с управ­ля­ю­щей ком­па­ни­ей цель кото­ро­го — эко­но­мия ком­му­наль­ных ресур­сов на обще­до­мо­вые нужды.

Подроб­нее — ч. 38(2) — 38(5) раз­де­ла III пра­вил содер­жа­ния обще­го иму­ще­ства в мно­го­квар­тир­ном доме.

Контроль за содержанием ОИ

  • Кон­троль за общим иму­ще­ством МКД про­из­во­дит­ся фед. испол­ни­тель­ны­ми орга­на­ми и орга­на­ми субъ­ек­тов РФ.
  • Ответ­ствен­ность за ненад­ле­жа­щее содер­жа­ние ОИ несут УО, ЖСК.

    ТСЖ, а так­же лица, ока­зы­ва­ю­щие услу­ги по содер­жа­нию обще­до­мо­во­го им-ва на осно­ва­нии договоров.

  • Соб­ствен­ни­ки впра­ве тре­бо­вать от ответ­ствен­ных лиц: 
    • отче­тов о состо­я­нии ОИ МКД;
    • устра­не­ния всех выяв­лен­ных дефектов;
    • отче­тов о про­ве­ден­ных рабо­тах по устра­не­нию недо­стат­ков и их сто­и­мо­сти (раз­дел IV Правил).

Правила перерасчета платы за содержание общего имущества

Если управ­ле­ние МКД осу­ществ­ля­ет­ся недоб­ро­со­вест­ным обра­зом или с боль­ши­ми пере­ры­ва­ми, то пла­те­жи за содер­жа­ние жило­го поме­ще­ния долж­ны быть пере­счи­та­ны в сто­ро­ну сни­же­ния управ­ля­ю­щи­ми орга­на­ми орга­ни­за­ций МКД.

Фор­му­ла для пере­рас­че­та еже­ме­сяч­ных пла­те­жей исполь­зу­ет­ся следующая:

S изм. = Sу х Nd/Nm, где

  • S изм. — вели­чи­на умень­ше­ния платежа;
  • Sу — cто­и­мость ока­зы­ва­е­мой услу­ги в месяц в соста­ве обще­го платежа;
  • Nd — кол-во дней, когда дан­ная услу­га не ока­зы­ва­лась или каче­ство ее было ненадлежащим;
  • Nm — кол-во дней в месяце.

Sy за отдель­ную услу­гу берет­ся из сме­ты, состав­лен­ной управ­ля­ю­щей орга­ни­за­ци­ей, в кото­рой нахо­дит­ся пол­ный пере­чень всех ока­зы­ва­е­мых услуг с ука­за­ни­ем их стоимости.

Читать пол­но­стью пра­ви­ла пере­рас­че­та пла­ты за содер­жа­ние обще­го имущества.

Заклю­че­ние

Пра­ви­ла содер­жа­ния обще­го иму­ще­ства в мно­го­квар­тир­ном доме:

  • кон­кре­ти­зи­ру­ют виды обще­го иму­ще­ства в мно­го­квар­тир­ных домах;
  • уста­нав­ли­ва­ют пра­ви­ла содер­жа­ния обще­го иму­ще­ства в МКД с раз­ной фор­мой управления;
  • поз­во­ля­ют опре­де­лить, как рас­счи­ты­ва­ют­ся пла­те­жи на содер­жа­ние жило­го помещения.

Прак­ти­че­ская поль­за пра­вил № 491 еще в том, что они помо­га­ют про­из­ве­сти пере­рас­чет пла­ты за ОИ при нека­че­ствен­ном обслу­жи­ва­нии жилых домов.

Загрузка…

Источник: https://moezhile.ru/zakony/obsee-imusestvo-v-mnogokvartirnom-dome.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.