Сокращение в 2020

Содержание

���������������� �������������� �� �������������������� ���������������������� �� 1 ������������ 2021 ��������

Сокращение в 2020

���� ������ ������������ ��������������-�������������� ������������ ���������������� �������������� ���������������������������� ������������������������������ �������������� ������������.

���������� �������������� �������������������������������� �������������� ���������������� �� 1 ������������, �� ���� �������������������� ���������� ���������������� �� 1 ������������ 2021 ��������.

���� �������� ���������� �������������� ������������ ���� ������������������ �� ��������-��������������������.

������������������ �������������������� ���������������������� �� ������������ ���������������� ������������������ ������ ���� ������������������ ����������������������. ���� 2011-2013 �������� �������������������������� �������������� ���� ���������������������� ���������� ���� 20 ������������������.

�� 2016 �������� �� �������������� ���������� ������������������, �������������������� ������������������ �������� ���� 10 ������������������. ������������ ���� ������������ ���������������� ������������ ������ ������������������, ������ �������������������������� �������������������� ���� ����������������������.

������, �� 2013 �������� �������������������� ���������������������� ���������������������� ���������� ������������ ���������� ���� ������������ ������������������ ���� ������������������ �� ������������ 2010 ��������.

�� �� 2016 �������� �������������� ������������ �������������������� �� ���������������� ������������ ���� 5,6 ���������������� “������������”, ���������������� ��������������, ������ ������ �������������������� ���� �������� ���������������������� �������������� ���������� ������ �������������������� �������������� �������� ����������������������.

������������ �������������� �������� ������������������ �� �������������� ��������.

���� 2020-2021 �������� ���������������������������� ���� 10 ������������������ �������������� �������� ���������������������� ������������������ ���������������������� �������������� ���������������������������� ������������ (��������) �� ���� 15 ������������������ – ���� ������������������������������ ��������������������������. ���������� �������������������������� �������������������� ���������������������������������� ��������������������, ������ �������� ���� ���������������������������� ��������������������. ������������ �������������� ���������� ���������������������� ������ ���������� ���� ����������������.

“���������������������� �������������� ������������ ������������.

���������� ������������ �� ���������������������� ������������������ �������������� �������������������������������� ��������������������, ������ �� �������������� ������������������, – ������������ ���������� ������������ ���������������� ���� ������������������ �� ��������-��������������������.

– �������������� ������������������ ������������ ���������������������� �������������� �������������������� �� 1 ������������. �� ���� ����������������������, �� ���������������� ���� ���� ������ ������������ – ���� 1 ������������”.

���������� ���� ����������������, �� ���������������������� ���������������������������� �������� ������������������������ ������������������������ �� ���������� ������������������������ ���������� ������������������������������ �������������� ������������ ���������������������������� ������������, �������������� ���������� ��������������������������.

������������ ���������� 20 ������������������ �������������������� �� �������������������������� �� �������������������� ���������������� ��������������������.

���������� ������������������������ �������������� ������������������������ ���������������������� �������������� ���������������������������� ������������ �� ���� ������������������������������ �������������������������� �� �������������������������� ���������������������� �������������������� �������������������� ����������������������: �� ���������������������� ������������������, ������ ���������� 20 ������������������ ����������������, �������� ������������ �������� ���������������� ���� 5 ������������������, �� �� ������������������������������ �������������� ���������������������� �� ���������������� �� ���� 18 �������������������� ���������������� – ���� 10 ������������������. “������������ ������ ���������� ���� �������� �� ���������������� ������������������ ��������������, – ������������ ���������� ��������������. – ������ �������� �������������������� ������ �������������������� ��������������, �� ������ ���������� ������������������������ ����������������������������, �������������� �������� ���� ���������������������� ����������������”. �������������� �������������������� ���������� ����������������. �������� ������������������������ ������ ������������������ ������������������ �������������������� ������ ������������������������ ����������������, ���� ������ ������������������ ������������������ ���������� ������������ �� ������������������������������ ����������������������������, �� ����������������.

���������������������� �������������� ������������ ������������. ���������� ������������ �� ���������������������� ������������������ �������������� �������������������������������� ��������������������

������������������ ���������������������������� ������������ ���������������� ������������������ ������������������ �� ������������������ ���������������������� �������������� ���������������������������� ������������.

���� ���������� ����������������������, �������������� ���������������������� �������������������������� �� �������������������������� ������������ �������������������� ���� ���������� 40 ��������������, �������������������� �� �������������������� – ���� ���������� 25, �������������� �� �������������� ������������������������ ������ �������������������� – ���� ���������� 5, �� �������������������������������� ������������ – ���� ���������� 10 ����������������������. ������ ���������������������������� ��������������������������, ���� �������������� ������������������, ����������������, ����������������, ����������������������������������, ����������������������, �������������������������� �� �������� ��������������, ������������������������������ ���������������������� – ���� ���������� 30 ������������������ ���������� ���������������������� ����������������������.

������������������ �������������������� ������������������ �� ������������������������ �������������������������� ���������������������� �������������� ���������������������������� ������������. ������ ������������ ���������������������������� ������������ ���� ���������� �������� �������������������������� ������ ��������������������.

�� ���������������������������� ��������������, ������������������ �� ������ ���������� �� ������������������������ ������������������������, �������������������������� �� �������������������� ���������������� ������������������ ���� �������������������������� ������������������������.

���������� �������������� ���������� ������������������ ���������������������� ���������������������� ���� ���������������� ���������������������� ������������������ �� ���������������������� ���������������������� �������������� ���������������������������� ������������ ���������������������������������� ���������������� ���� �������������������� �������������������������������� ��������������.

���� 20 ������������ ������������������������ ���������������������� �� ���������������� ������������ ���������������������� �� ������������������������ ���������������� �� �������������� �������������������������� ���������������������� �� �������������������� �������������������� ���������������������� �� ���������� ������������. ������ �������������� ������������������������������ �������������������������� ������������������ ���� �������������� ���������������������� �� ���������������������� �������������������������� �������������������� �������������������� ���� 1 ��������������. �������������� ���������� �������������� �������� ���������������������� ���������������������� ������������������ ���� �������������� 16 �������������� ������������ �� �������������������������� �������������� ������������������������������ ���������������������� ���������������� ����������, ������������������������ �������������������� ���������������������� ���������������������� ��������.

����������, ���������� ������ �������������� �������������������������������� �������������������� ���������������� ���������� �� ����������������, ������������������������������ ������������������ �� ���������������� ����������

������ ����������������������������-�������������� ���������������������� �� �������������������������� �� �������������������� ������������ ���������������� �������������������� ���������������� ���� 1 ������������. ���� 1 ������ �� �������������������������� �������������� �������������� ���� ���� ��������������������.

“������ ������ �������� ���������������� ���������������� �������������������������� ������������ ���������������������������� ������������, – ������������ ����������������.

– ����������, ���������� ������ �������������� �������������������������������� �������������������� ���������������� ���������� �� ����������������, ������������������������������ ������������������ �� ���������������� ���������� �� �������� �������������������������� ���� �������������� �������������� ������������ – ������������������ ���������������� ���������� �������������� ���������������� ���� �������� ���������� ������������������ �� �������������������� ����������”.

������ �������������������� �������������������������������� �������������� ���������� ���������������� ���������������� �� ���������������������� ���������������� ���������������� ���������� ���������� ������������ �� ������������������������.

“���������� ������������, �������� ������������������ ������������, ������ ���������������� �������������������� �� ������������������ ������ �� ������������������������ ��������, ���� ���������������� �������������� �������������� ������ ����������������, �� �������������� – �������������������� ���������������� ���������� ���� �������� ������������������, ���������������� ��������������������”, – �������������� ����������������. ������ ���������� ���������� ������������������ ���������������������� �������������� �������������� ������������������������������ �� �������������������������� ����������. “������������������” ������������ ������������������������ �� ������������������, ������ ������������ �������������� ���������������� ������������������������. “������������ ������������������ ���� �������������� ���������������� ���� �������������� ������������ ������������������ ������������������ �� ������������������������ ������������������������������, ������������������������ ����������������������, �������� �������������������������� ������������������������ ����������������������, �� ���������� �� ���������� ���� �������������� ������������������������������ ������������ ���������������� ������ ���������������� ����������������������������, �� ���������� ������������ ���������������� ���������������� ������������ ���� �������� ������������������”, – ������������ ��������������.

���������������������� “����”/������������ ��������������/�������������������� ������������

Источник: https://rg.ru/2020/11/16/mishustin-obiavil-o-sokrashchenii-gosapparata-s-1-ianvaria-2021-goda.html

Увольнения и сокращения в 2020. Какие выплаты полагаются по сокращению штата, сколько окладов заплатят и когда?

Сокращение в 2020

Как происходит увольнение? Узнал, поплакал (или порадовался), получил трудовую книжку и ушёл. Это не всё. У работника есть права, а у работодателя обязанности. В первую очередь — финансовые.

При увольнении каждый вправе требовать расчёт, компенсацию отпуска, а иногда выходное пособие. Редакция «Выберу.

ру» отвечает на вопрос: что делать, если уволили и сколько окладов получит сотрудник при сокращении.  

В бухгалтерию за расчётом

Вне зависимости от причины увольнения, работодатель должен выдать остаток зарплаты. Например, работник уволился 19 числа, а зарплата была 10. При увольнении он получит зарплату за 9 дней. Это же касается премий и прочих надбавок, если условия их получения соблюдены.

Также вне зависимости от причины увольнения работодатель должен выплатить компенсацию за неиспользованный отпуск. Каждый год положены 28 дней отпуска. Они не сгорают, а копятся. Если за пять лет работы человек ни разу не был в отпуске, то при увольнении ему должны компенсировать 140 дней. Деньги перечисляются вместе с остатком зарплаты в день увольнения. 

Последний вид выплат — выходное пособие. Оно выплачивается, если увольнение случилось не по воле сотрудника. Например, произошло сокращение штата или ликвидация предприятия.

Расчёт делается по средней зарплате, но количество дней, за которые выплачивается выходное пособие, отличается в зависимости от причины увольнения.

  • сокращение штата, при котором уволили всех — средний заработок за месяц;
  • ликвидация предприятия — средний заработок за месяц;
  • нужно переходить на другую работу, но не позволяет здоровье — средний заработок за две недели;
  • компания переезжает в другое место, а у работника нет возможности последовать за ней — за две недели;
  • призыв в армию — средний заработок за две недели;
  • вернулся человек, занимавший эту должность (например, из декрета) — средний заработок за две недели;
  • изменились условия труда, а работник с ними не согласен — средний заработок за две недели.

Сокращение — особая форма увольнения

Когда работодатель вынужден уменьшать количество рабочих мест, убирает целый отдел, убирает часть сотрудников или ликвидируется, по трудовому законодательству он должен выплатить не только выходное пособие, но и средний заработок на время поиска работы. Сокращение регулируется ст. 81 ТК РФ.

На этот случай полагаются следующие выплаты.

  1. Всё, что полагается при обычном увольнении: невыплаченная зарплата и премии, компенсация неиспользованного отпуска.
  2. Выходное пособие. При сокращении штата или в связи с ликвидацией предприятия — месячный оклад.

  3. Среднемесячный заработок на время поиска работы, но не более 3-х месяцев.

Покажем на примере. Иван Иваныча сократили. Его средняя зарплата 30 000 рублей. Последний год он не ходил в отпуск, поэтому у него есть 28 неиспользованных дней. Остаток по зарплате на месяц — 15 000 рублей. За последний месяц ему положена премия 10 000 рублей за выход в дополнительные смены

Пример расчёта выплат при сокращении

1-й месяц

В день увольнения Иван Иванычу перечислят несколько выплат:

  1. Невыплаченную зарплату и премию: 10 000 + 15 000 = 25 000.
  2. Компенсация неиспользованного отпуска — 27 096 (среднедневной заработок умноженный на количество неиспользованных дней).
  3. Выходное пособие — 30 000.

Итого: 82 096 руб.

2-й месяц

Если за этот период не удалось найти работу, то второй месяц вынужденной безработицы компенсирует старый работодатель из расчёта один оклад. В нашем случае Иван Иваныч получит 30 000 рублей.

Для получения выплат надо обратиться к работодателю с заявлением. Доказательством того, что работы до сих пор нет будет трудовая книжка. Если работа появилась на втором месяце, но не с первого чила, то можно получить компенсацию пропорциональнонерабочим дням.

3-й месяц

Если и на третий месяц работа не нашлась, то работадатель снова компенсирует средний оклад. Однако на третий месяц решение о необходимости выплат принимает Центр занятости населения.

Во внимание будут принимать:

  1. Постановка на учёт в течение 14 дней с момента увольнения (поэтому лучше не затягивать и поторопиться).

  2. Тяжёлые жизненные обстоятельства, поэтому в заявлении лучше прописать, что есть иждивенцы, кредиты, ипотека и прочее.

Если Центр занятости даёт добро, то Иван Иваныч получает ещё 30 000 рублей.

Можно ли просить тройной оклад при увольнении?

Работодатель должен предупреждать о сокращении за два месяца. Но трудовой договор может быть расторгнут и раньше. В таком случае работодатель выплачивает компенсацию, которая рассчитывается средний заработок, помноженный на оставшиеся до увольнения дни.

Допустим, что Иван Иванычу сообщили о сокращении 1 апреля. Но компания простаивает, и работники ей не нужны. Иван Иваныча увольняют 30 апреля. То есть, остаётся ещё месяц, который и будет оплачен. Итого 21 290 (среднедневной заработок умноженный на количество рабочих смен, оставшихся до сокращения).

Вопрос о том, сколько окладов полагается при сокращении, неправомерен, поскольку расчёт идёт от среднемесячного заработка, который не всегда равняется окладу.

Строго говоря, можно посчитать три оклада. Это то, что работодатель выплачивает в качестве компенсации на время поиска работы. Обращаем внимание, что выходное пособие не приплюсовывается к компенсации. Только три среднемесячные зарплаты, не больше.

Если по договорённости работника и работодателя сокращение произошло раньше, чем через 2 месяца, то можно получить ещё среднедневную зарплату, помноженную на количество оставшихся рабочих смен, что не будет равняться окладу.

Иногда работодатель по факту сокращает штат, но, чтобы не проводить многочисленные выплаты, заставляет сотрудника уволиться по собственному желанию. Работники не спорят и подписывают заявление, лишая себя выплат. Если было использовано давление, то можно обратиться в суд. Однако при этом должны быть доказательства.

Особые правила сокращения для пенсионеров. Кроме того, что они получают все выше озвученные выплаты, они имеют право на досрочный выход на пенсию, если сокращение произошло за два года до наступления пенсионного возраста.

Больничный полагается даже после увольнения

При любой причине увольнения предыдущий работодатель платит больничный ещё 30 дней. Например, уволили 30 марта 2020. Болезнь наступила 5 апреля. С больничным листом можно идти к старому работодателю (если нет нового), и он его оплатит.

Однако такой больничный оплачивается не в полном размере, а только 60% среднего заработка вне зависимости от стажа, а средний заработок рассчитывается за два последних года, а не один.

Ещё одно ограничение — после увольнения оплачиваются только коды 01 «Заболевание» и 02 «Травма».

В трудовом праве много оговорок, исключений и особых случаев. Мы привели информацию, которая подойдёт большинству — людям с окладом и пятидневкой. Закон действует, когда работник официально устроен и получает белую зарплату. В остальных случаях только на усмотрение работодателя.

Итак, если уволили, в первую очередь надо получить причитающиеся деньги, а потом уже решать вопрос с пособием по безработице и оптимизацией расходов. Правда и мифы о деньгах в Telegram

Источник: https://www.vbr.ru/banki/novosti/2020/03/31/s-pystimi-karmanami-ne-yides/

Сокращение на работе: права работника в 2020 году

Сокращение в 2020

Проблема сокращений работников стала особенно актуальной в последние несколько месяцев.

причина очевидна – масштабный финансовый кризис, вызванный обвалом цен на нефтяном рынке и пандемией коронавируса.

Ключевой задачей действующего трудового законодательства выступает отстаивание интересов наемных сотрудников. В статье подробно рассматривается тема, на что имеет право работник при сокращении.

Нормативно-правовая база

Перечень прав работника при увольнении, проходящем по сокращению штатов, определяется двумя базовыми законодательными актами. Первый – это ТК РФ, принятый 30 декабря 2001 года после подписания Президентом страны №197-ФЗ.

Он регламентирует отношения между работниками и работодателями на территории России. Федеральный закон регулярно дополняется и корректируется, поэтому на сегодняшний день действует редакция от 24 апреля 2020 года.

Она учитывает самые последние изменения, включая связанные с коронавирусной пандемией.

Второй важный документ – ФЗ №1032-1, датированный 19 апреля 1991 года. Он определяет основные принципы государственной политики в области занятости населения страны. В настоящее время действует редакция Федерального закона, принятая также 24 апреля текущего года.

Указанные нормативные акты дополняются положениями многочисленных ведомственных документов, принятых различными федеральными структурами власти. Их количество постоянно растет, особенно быстро – в последнее время, что делает рассматриваемую сферу трудового законодательства одной из самых сложных.

Основные права работника при сокращении

Отвечая на вопрос, какие права гарантируются работнику при сокращении, с некоторой долей условности их можно сгруппировать не несколько категорий. Самые важные состоят в следующем:

  • право на заблаговременное предупреждение;
  • предложение альтернативных вариантов;
  • соблюдение очередности при определении списка уволенных сотрудников;
  • наличие защищенных категорий наемных работников;
  • выплата предусмотренных за увольнение по сокращению компенсаций.

Каждое из перечисленных прав работника, который уволен по сокращению штатов в 2020 году, требует более детального рассмотрения.

Информирование и сроки проведения сокращения

Одно из базовых прав работника – заблаговременное уведомление о предстоящем сокращении и связанным с ним увольнении. Срок обязательного информирования сотрудника – 2 месяца до принятия соответствующего решения. Если речь идет о сезонных работниках, их необходимо предупреждать за неделю.

Помимо работника, информация о запланированных сокращениях доводится до местного подразделения службы занятости и профсоюза работников предприятия, если он создан. Это является одной из обязанностей работодателя.

Сроки доведения сведений, установленные на законодательном уровне, таковы:

  • при сокращении менее полусотни должностей – 1 месяц;
  • если планируется уволить от 50 до 200 человек – 2 месяца;
  • при более масштабных сокращениях – не менее 3 месяцев.

Важно. Указанный двухмесячный срок является минимальным. Допускается доведение информации заранее, но не позднее этой даты.

Предложение альтернативной должности

Еще одной немаловажной обязанностью работодателя выступает использование всех возможных мер для сохранения занятости сотрудников.

Один из способов свести к минимуму сокращения в организации и соблюсти права работника – предложение перехода на другую работу. При этом необходимо выполнить три простых правила.

Во-первых, предлагаемая вакансия должна соответствовать квалификации и физическим данным сотрудника.

Во-вторых, она может находиться в штате любой из организаций работодателя. В-третьих, допустимо снижения уровня заработной платы сотрудника. Несмотря на последний пункт, такое право работника при сокращениях на предприятии следует признать крайне полезным. Тем более, если учесть добровольный характер возможного перехода.

Очередность увольнения

Не менее важным правом работника при сокращении рабочих мест в организации выступает очередность увольнения. Наниматель должен оставлять занятыми более квалифицированных сотрудников. Если речь идет о равных по уровню профессиональной подготовки работниках, необходимо учитывать продуктивность их предыдущего труда.

Существенный правовой нюанс. Для должностей, где документальное подтверждение квалификации невозможно, уровень знаний определяется специально созданной комиссией. В ее состав рекомендуется включать представителей профсоюза, что обеспечит объективность при принятии решения.

Защищенные категории сотрудников

Определенным категориям работников законодательство предоставляет преимущественное право сохранить занятость при сокращении.

Два критерия для их определения – квалификация и продуктивность – уже были озвучены.

В дополнение к ним, при прочих равных обстоятельствах наниматель в процессе принятия решения об увольнении обязан оставлять занятыми на предприятии следующие категории сотрудников:

  • с двумя и более иждивенцами;
  • единственного работника в семье;
  • ставшего инвалидом или получившего профессиональное заболевание/травму;
  • ветерана войны;
  • проходящего курсы повышения квалификации или другие виды профессиональной подготовки за счет нанимателя.

Законодательство допускает предоставление преимущественных прав другим категориям работников, если это предусмотрено действующим на предприятии коллективным договором. Некоторые категории сотрудников вообще не могут быть уволены по сокращению. К ним относятся:

  • беременные;
  • матери, воспитывающие малолетнего ребенка или ребенка-инвалида;
  • матери, ребенку которых не исполнилось 3 года;
  • единственные кормильцы, входящие в состав семьи;
  • работники, которые находятся в отпуске или на больничном.

Важно. Для увольнения по сокращению несовершеннолетнего сотрудника потребуется получение согласия соответствующей комиссии и трудовой инспекции.

При сокращении штата предприятия работник имеет право получить выходное пособие. Его величина составляет месячную зарплату сотрудника. Сезонному работнику полагается выплата заработка за 2 недели. Указанный размер пособия является минимальным. Положения коллективного или индивидуального трудового договора могут предусматривать более серьезное выходное пособие.

Еще одно право работника, уволенного по сокращению должности – дополнительная компенсация на время поиска новой работы. Она выплачивается в размере среднемесячного заработка сотрудника. Таким образом, общая сумма выплаты составляет две месячных зарплаты.

Важно. При сокращении на предприятии за работником сохраняются все права, предоставляемые независимо от повода увольнения. В их числе – выплата компенсации за неиспользованный в течение года отпуск.

Источник: https://omegagroup.lawyer/sokrashhenie-na-rabote-prava-rabotnika-v-2020-godu/

Кого уволят с госслужбы с 1 января 2021 года, открыл секрет Дмитрий Григоренко

Сокращение в 2020

Заместитель председателя правительства Российской Федерации — руководитель аппарата правительства Российской Федерации- Дмитрий Григоренко

На этой неделе премьер-министр Михаил Мишустин объявил о новой попытке реформы госаппарата. Всего за три месяца правительство намерено сделать то, что не в полной мере удавалось за предыдущие десять лет. Оптимизировать численность государственного аппарата, ввести единый стандарт структуры госведомств и создать эффективную, работающую модель.

Преобразования, как заявлено, начнутся 1 января и завершатся уже к 1 апреля 2021 года. Разъяснить детали будущей реформы “Российская газета” попросила вице-премьера, главу аппарата правительства Дмитрия Григоренко.

Дмитрий Юрьевич, первый вопрос: почему сейчас?

Дмитрий Григоренко: На самом деле, решение провести реформу было принято давно. Председатель правительства еще в феврале дал поручение руководителям министерств и ведомств представить свои предложения.

Они были детально проработаны. И уже на их основе подготовлена модель преобразований – та самая, которую Михаил Владимирович представил на днях.

На сегодня она наиболее оптимальна, если исходить из тех целей, которые мы перед собой ставим.

Провести реформу планировалось в этом году, но из-за сложной ситуации с коронавирусом, значительного увеличения нагрузки на министерства и ведомства – а она с началом пандемии выросла просто несопоставимо – решено было перенести преобразования на следующий год.

Ну а если более глобально отвечать на ваш вопрос – мы живем в эпоху цифровой трансформации. Она требует кардинального переосмысления роли государства и организации работы органов власти. Они должны становиться цифровыми платформами, формировать собственные цифровые экосистемы и наборы цифровых услуг.

Вот мы с вами еще ходим в МФЦ, чтобы решить какой-то вопрос, требующий общения с государством. А наши дети, не говоря уже о внуках, не захотят тратить время на походы по инстанциям. Это нужно учитывать. И нужно уже сейчас активно к этому готовиться.

Ключевые государственные учеты должны быть централизованы, а процессы оказания госуслуг роботизированы.

Более того, максимально возможный спектр госуслуг должен предоставляться проактивно, чтобы люди не тратили время на ожидание в очередях или даже просто на визит в ту или иную инстанцию.

Государственные услуги должны максимально незаметно встроиться в повседневную жизнь человека – это основной тезис, который мы взяли для себя как цель. Но для этого нужна реформа госаппарата.

У нас должен быть четко и логично сформированный штат компетентных специалистов. И для каждого органа исполнительной власти должна быть четко определена сфера ответственности.

Наша задача – создать действительно эффективную структуру, отвечающую задачам и требованиям времени

А что не так с госаппаратом сейчас? Слишком раздутые штаты? В России уже предпринимались попытки сократить количество госслужащих. Однако всякий раз вывод был один: целевые показатели не достигались. Где гарантия, что на этот раз получится?

Дмитрий Григоренко: Дело не только в количестве госслужащих. Сегодня в структуре госаппарата есть ряд серьезных системных перекосов, которые препятствуют переходу на новый современный уровень работы.

Например, нет единого стандарта организационной структуры министерств и ведомств. Единственный документ, устанавливавший такие требования, был утвержден в 1995 году, но чуть позже ведомствам разрешили отклоняться от них. Происходившие затем масштабные сокращения на фоне отсутствия стандарта привели к дисбалансу структуры многих госведомств.

Частая проблема: начальников больше, чем подчиненных. Число заместителей руководителей и руководителей структурных подразделений во многих ведомствах сейчас явно превышает потребности и не поддается никаким логическим объяснениям.

Идет размывание обязанностей – один заместитель руководителя может курировать деятельность лишь одного управления численностью всего в 10 сотрудников. Я не говорю уже о том, что в таком управлении невозможно создать полноценные отделы.

У нас есть примеры, когда самое крупное управление насчитывает всего 10-16 сотрудников. Есть даже департаменты с 20 сотрудниками.

Сложившаяся многоуровневая управленческая вертикаль с избыточными звеньями увеличивает административные издержки, снижает оперативность и качество принятия решений, отрицательно сказывается на эффективности работы в целом.

Мы много говорим про эджайл и проектное управление, но структура госаппарата не менялась десятилетиями. Она никак не адаптировалась к изменяющимся условиям. В бизнесе же компании за это время успели несколько раз изменить свои структуры и модели управления, исходя из развития технологий и меняющегося уклада жизни.

Этот год, когда в условиях коронавирусных ограничений многие сотрудники работали удаленно, наглядно показал негибкость структуры и несовременность модели управления.

В новой модели госаппарата будет жесткое требование к заместителям руководителей федеральных органов исполнительной власти. Каждый из них должен координировать работу не менее двух департаментов или управлений.

Численность департаментов в министерствах должна составлять не меньше 40 человек, управлений в службах и агентствах – не менее 25, отделов в составе департамента или управления – не менее 5, самостоятельного отдела – не менее 10.

Это создаст оптимальный баланс между количеством руководителей и подчиненных.

Государственные услуги должны максимально незаметно встроиться в повседневную жизнь человека. Но для этого нужна реформа госаппарата

Единые требования нужны не для кальки. Не для того, чтобы сделать все ведомства формально похожими друга на друга. Наша задача – создать действительно эффективную структуру, отвечающую задачам и требованиям времени.

Вы сказали, что в ряде федеральных министерств и ведомств слишком много сотрудников – помощников, заместителей руководителей на высокооплачиваемых должностях. Это звено тоже решено оптимизировать. Не получится ли так, что в итоге министерства и ведомства лишатся ключевых людей, которые действительно, что называется, тянут повестку?

Дмитрий Григоренко: В действующем законодательстве достаточно механизмов, позволяющих обеспечивать оценку профессионального уровня сотрудников и принимать взвешенные решения для сохранения в системе госуправления компетентных кадров.

Даже в случае перехода сотрудников на нижестоящие должности есть возможность сохранять имеющийся у них уровень зарплаты. Так что рисков потери действительно ценных и компетентных кадров нет.

В постановлении о структуре центральных аппаратов отдельно оговорена численность сотрудников обеспечивающих подразделений. С чем связан этот акцент?

Дмитрий Григоренко: Во многих подразделениях, занимающихся делопроизводством, организационно-техническим, бухгалтерским сопровождением, количество сотрудников завышено. Иногда их даже больше, чем тех, кто работает в профильных подразделениях. Между тем цифровизация позволяет сделать многие процессы автоматическими.

Можно, конечно, продолжать вести документооборот на бумаге, но электронный формат гораздо эффективнее и связан с меньшими издержками. То же самое можно сказать, например, о централизации бухгалтерского учета в Федеральном казначействе. Это проще, быстрее, эффективнее.

Поэтому было принято решение, что для обеспечивающих подразделений будет установлено ограничение: на их долю должно приходиться не более 30% общей численности сотрудников.

Cокращения планируется провести в основном за счет вакантных должностей. Такая же логика была и четыре года назад, и раньше. Получается, что со временем в ведомствах всякий раз снова образуется много пустующих ставок. Зачем им такое количество вакансий?

Дмитрий Григоренко: Сегодня средняя доля вакансий в центральных аппаратах достигает 20 процентов, в отдельных ведомствах даже больше. Многие сохраняют их умышленно для повышения денежного содержания своих служащих.

Это препятствует проведению реформы оплаты труда, цель которой – повышение уровня гарантированных выплат в структуре денежного содержания. Поэтому мы решили пойти по пути сокращения именно этих искусственно поддерживаемых пустующих ставок.

Как уже было озвучено, штаты центральных аппаратов с 1 января 2021 года должны быть сокращены на 5%, территориальных органов – на 10%. Все преимущественно за счет имеющихся вакансий.

Можно эти проценты перевести в количественные показатели?

Дмитрий Григоренко: В процессе реформы предполагается сократить почти 1200 должностей в центральных аппаратах федеральных органов и более 33,5 тысячи в территориальных отделах. Будет сокращено более 40 структурных подразделений, более 45 штатных единиц заместителей руководителей федеральных ведомств.

Одновременно будут упрощены процессы исполнения государственных функций с приоритетным внедрением цифровых технологий. Все это позволит ускорить принятие решений и повысить качество государственного управления. Но я хочу еще раз подчеркнуть, что главное, не количественные показатели, а изменение структуры, которое позволит госаппарату работать более эффективно.

Территориальные органы подвергнутся более масштабному сокращению – не на 5, а на 10%. Почему именно такое решение было принято? Не получится ли так, что под сокращение все-таки попадут не вакантные ставки, а живые люди – рядовые сотрудники, которые честно и профессионально выполняют свою работу?

Дмитрий Григоренко: По последним данным, количество вакансий в территориальных органах составляет около 18%.

Это дает определенный простор для оптимизации и в то же время позволяет минимизировать риски увольнения действующих сотрудников.

Люди, работающие на рядовых должностях – основа госаппарата, мы это хорошо понимаем. И если они работают эффективно, они должны быть максимально защищены.

Работы у них будет достаточно, но изменится ее формат. Территориальные органы в основном оказывают типовые государственные услуги и выполняют контрольные функции. Сейчас мы активно внедряем в работу министерств и ведомств цифровые технологии.

Это делается для того, чтобы люди могли получать услуги быстро и без необходимости лично посещать инстанции. Это ключевая задача, которую мы для себя определили.

Переход в такой формат избавит рядовых сотрудников госведомств в регионах от рутинной работы и повысит качество оказываемых ими услуг.

Нужно учитывать, что принятое постановление правительства дает руководителям федеральных органов с учетом специфики их деятельности право корректировать параметры оптимизации и проводить сокращение территориальных органов в меньшем объеме за счет оптимизации центрального аппарата.

Территориальные органы федеральных министерств и ведомств могут укрупняться. Разрешается также формировать компактные приемные, которые будут выполнять только профильные функции. Обеспечивающие полномочия могут централизоваться в крупных межрегиональных территориальных органах.

Но ведь вы сами говорили, что в свое время возможность отклоняться от установленных требований была одной из причин разбалансировки структуры госведомств. И теперь им снова будет позволено это делать. В чем логика?

Дмитрий Григоренко: Это будет возможно в исключительных случаях при наличии особых обстоятельств в рамках базовой структуры.

Любое отклонение будет оцениваться с точки зрения эффективности. Решение будет принимать специальная комиссия.

Особым обстоятельством может быть, к примеру, резкое увеличение нагрузки на федеральные органы исполнительной власти из-за коронавирусной инфекции.

Повторюсь: цель реформы – повышение эффективности работы. У нас принято считать, что оптимизация – это сокращение всех под одну гребенку. В этом случае это не так.

Кто и каким образом будет контролировать соблюдение требований к установленной структуре министерств и ведомств и численности сотрудников, чтобы реформа снова не превратилась в формальность?

Дмитрий Григоренко: Решения об установлении численности федеральных органов, количества структурных подразделений и заместителей руководителей принимается правительством, поэтому контроль за исполнением принятых решений также будет осуществляться правительством.

Будет ли реформа эффективной, целиком и полностью зависит от нас. Мы это хорошо понимаем. Задачу быстро и качественно настроить систему государственного управления поставил президент. Мы должны выполнить эту работу в установленный срок.

Источник: РГ

Источник: https://kurer-sreda.ru/2020/11/20/624281-kogo-uvolyat-s-gossluzhby-s-1-yanvarya-2021-goda-otkryl-sekret-dmitrij-grigorenko

Реформа Мишустина: Уже понятно, чем обернется для россиян ликвидация министерств и ведомств – Свободная Пресса

Сокращение в 2020

Административная реформа, о запуске которой председатель правительства Михаил Мишустин объявил лишь в понедельник, уже реально стартовала. Президент Владимир Путин упразднил сразу два федеральных ведомства — Роспечать и Россвязь, функции которых теперь полностью переданы вышестоящему Минфицры.

Собственно говоря, неожиданностью это не стало, поскольку о ликвидации ведомств с начала ноября говорили и в аппарате правительства, и в Госдуме.

Таким образом, одним росчерком пера министр цифрового развития Максут Шадаев получил значительное политическое усиление, учитывая, что Роспечать занималась, в частности, прямой государственной поддержкой масс-медиа. Подобный ресурс крайне значимый в преддверии предстоящего электорального цикла, который фактически уже начался с подготовки к выборам в Госдуму.

А вот с бюрократической точки зрения упразднение двух ведомств мало что значит. Скажем, Россвязь была одним из самых компактных федеральных ведомств, в котором работали лишь 140 чиновников. И можно предположить, что за формулировкой о «передаче функций» скрывается попросту перевод большинства из госслужащих на работу в Минцифры.

Уж точно не останется без работы и такой долгожитель федеральной политики, как Михаил Сеславинский, с момента учреждения и на протяжении 16 лет бессменно возглавлявший Роспечать. Вероятнее всего, он вернется на прежнюю должность, которую занимал до 2004 года, — заместителя министра.

При этом третье ведомство, которое было подчинено Минцифры — Роскомнадзор — в рамках реформы трогать не будут. В любом случае, ликвидация еще двух федеральных агентств, созданных в ходе предыдущей административной реформы, затеянной тогдашним замглавы президентской администрации Дмитрием Козаком, ставит ребром вопрос: а можно ли вообще в России оптимизировать госуправление.

Напомню, что в ходе реформы Козака вся система исполнительной власти была расчленена на три уровня: министерства, службы и агентства. Федеральных служб было создано 37, а федеральных агентств — 35. К настоящему времени служб осталось 30, а агентств — 19.

Ликвидация вновь созданных ведомств началась практически сразу после старта реформы Козака: например, уже в 2008 году были упразднены Росздрав, Росмедтехнологии, Росстрой, Росэнерго, Росспорт, Роскультура и Роспром, в 2009 году — РосОЭЗ, а в 2010 году — Рособразование и Роснаука. Их функции были возвращены профильным министерствам, у которых их изъяли в 2004 году.

«Стало ясно, что это для нашей действительности трехуровневая модель неэффективна», — заявил президент Владимир Путин.

И вот до сих пор, выходит, с остатками реформы, признанной президентом неэффективной, он же и борется.

Насколько успешной будет борьба, непонятно, учитывая, что Михаил Мишустин поручил за январь-март 2021 года сократить численность чиновников в центральных аппаратах федеральных ведомств на 5%, а в территориальных органах — на 10%.

Правда, в том числе за счёт вакантных мест. А вот будут ли ликвидированы другие ненужные «придатки» предыдущей админреформы с возвращением их функционала полноценным министерствам — об этом в правительстве пока молчат. Сказать, видимо, нечего…

Руководитель Центра развития региональной политики (ЦРРП) Илья Гращенков смотрит на перспективы новой административной реформы со скепсисом:

— Сокращение числа чиновников в регионах вполне может вызвать управленческий коллапс, так как сокращать в первую очередь будут низовые звенья и сотрудников уровня отделов и небольших управлений, — говорит Гращенков «Свободной прессе».

— Тем более, учитывая, что зарплатный фонд останется прежним, сомнительно, чтобы эта мера вызвало какую-то экономию.

Скорее всего, речь идёт о повышении зарплаты в верхних эшелонах власти, а на нижнем уровне это приведёт к сокращениям штатного расписания и к дополнительным нагрузкам оставшихся госслужащих.

«СП»: — Сокращение каких должностей, полагаете, сильнее всего ударит по КПД госаппарата?

— Речь может идти о разного рода инспекторах, сотрудниках административных территориальных органов, тех, кто непосредственно ведёт прием населения или работает, что называется, в поле. Сокращение именно этих людей неминуемо повысит время ожидания предоставления государственных услуг, а кое-где приведёт к тому, что управленческая система попросту ляжет.

«СП»: — Неужели никакого позитива в готовящейся админреформе вы не видите?

— Мишустин говорит о том, что оптимизация аппарата будет сопряжена с цифровой модернизацией, однако готова ли сейчас технологии заменить людей? И особенно в регионах. Не думаю, что уровень цифровизации во многих субъектах уже находится на том уровне, чтобы техника способна заменить людей.

Особенно это касается нашего документооборота, который без специфических правил работает плохо. Довольно часто у нас документы куда-то не доходят из-за безалаберности, а ещё чаще — из-за отсутствия санкции начальника, который приделывает ноги той или иной бумажке. В этом смысле наши чиновники — абсолютно уникальные сотрудники, убрав которых, начальство получит полный коллапс.

Источник: https://svpressa.ru/politic/article/282216/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.